Собачье сердце: кого назначат крайним за кривой закон «о собаках»?

27 января 2022 г.
Собачье сердце: кого назначат крайним за кривой закон «о собаках»?

Для того, чтобы органы власти поняли, что принятый в 2020 году закон о гуманном обращении с безнадзорными животными работает прямо против людей, государственной машине понадобилась не одна сакральная жертва. После очередного убийства маленького ребёнка на улице собаками в Забайкальском крае, про изначальную неэффективность закона заговорили в Следственном комитете РФ. В ведомстве отмечают, что зачастую исполнение закона муниципалитетами попросту игнорируется. Как и многими губернаторами, которым неоднократно давали поручения принять экстренные меры по предотвращению нападения уличных собак на людей. Стабильность – федеральный центр даёт поручение, при этом отрубает власти на местах руки по локоть. Как сейчас в регионах устроена схема по обращению с безнадзорными животными? Давайте разбираться.

Екатерина Колесникова, директор ЭАЦ «Северо-Запад», политтехнолог:

- В последние годы в региональные (а потом и в муниципальные) бюджеты закладывают достаточное количество средств на отлов и обработку животных. Но требования к строительству и эксплуатации пунктов временного содержания животных, чтобы собаки сидели в клетках и получали кашу за госсчет, очень жесткие. Проще построить детский дом или дом для престарелых. При этом для строительства пункта на 350 голов нужно около 60 млн руб. Что сегодня делают с собаками в приютах? Содержат после вакцинации и стерилизации не более 20 дней, чипируют и возвращают на то место, где отловили. Всё. Усыплению подлежат особо опасные животные или тяжелобольные – это не более 5%. Остальные идут мучиться и умирать с голода назад – на помойки и в подвалы. Или охотиться на людей. Потому что собаки – хищники.

Эту схему (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск) придумали и реализовывают не губернаторы и не мэры. Так решили в Государственной думе под давлением зоозащитников, с которыми попросту побоялись ссориться в канун очередных больших избирательных кампаний. А ещё гуманное обращение с животными рамочно вписали в новую Конституцию России. Правда изначально в 2020 году парламент даже не удосужился посчитать сколько денег нужно на гуманный отлов и содержание. Примерную сумму озвучили уже весной 2021 года в Общественной палате РФ – шесть триллионов рублей. Только вдумайтесь в эту цифру. Сколько на эти деньги можно газифицировать полузаброшенных деревень, построить новых детских садов в малых городах, купить экстренно-необходимого медоборудования для глубинки, построить хотя бы что-то отдалённо похожее на дороги в сёлах, куда не может проехать «Скорая помощь»?

В спешных попытках назначить виновного в смерти маленького ребёнка, убитого бродячими собаками в Забайкалье, в Государственной думе РФ будто бы не желают признавать тот факт, что условия для совершения этого преступления против малолетнего в действительности создало правовое поле. Именно те условия, которые главный законодательный орган нашей страны, создал, назвав их «гуманными, справедливыми, адекватными» и есть настоящие убийцы. Но это очень сложно и размыто. Нужна конкретная фамилия виновного. Ну не депутатов же Госдумы, голосовавших за «всё хорошее и против всего плохого», отдавать под нож? Придётся жертвовать чиновниками на местах. Поэтому теперь же в парламенте решают чьи фамилия, имя и отчество должны быть назначены крайними в Забайкалье. Затем уже создав паттерн, в закон внесут качественные изменения, в которых пропишут круг лиц, которые в случае очередного убийства человека на улице бродячими животными и станут виновными: от первого заместителя мэра города до главного врача ветстанции, например. Ведь главное в нашей стране, по мнению многих депутатов Госдумы, не профилактика что-то, а вовремя установленное ответственное за бардак лицо.

Что говорят в регионах Северо-Западного федерального округа?

 

Сергей Воропанов, мэр Вологды:

- В Вологде отловом и содержанием собак и кошек без владельцев занимается по договору общественная организация «Вологодское общество защиты животных «Велес». В 2021 году отловлено 197 животных. По закону отловленных собак стерилизуют, чипируют и после 25 дней оплаченного содержания в приюте возвращают обратно на улицу. Субсидия в размере 11029 рублей на собаку и 8646 рублей на кошку расходуется именно на отлов, ветеринарные процедуры и кормление животного в установленные законом сроки. На эти цели потрачено 1 984 456 рублей, которые доведены до городского бюджета Управлением Ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Вологодской области.

 Однако проблема остается острой. Все дальнейшее содержание в приюте осуществляется уже исключительно на благотворительные средства, а их не так много. Да и существующие приюты не резиновые. Пополняться на 200 животных ежегодно – не в состоянии. Как говорят зоозащитники, сейчас в приютах оставляют либо агрессивных собак, «в биографии» которых есть случаи нападения на людей, либо больных животных, которым на улице просто не выжить. Разумеется, тема очень «больная», и ее обсуждение обостряется каждый раз, когда случается трагедия, подобная забайкальской. Отдельная тема для разговора – животные, которые имеют нерадивых хозяев, позволяющих им бегать по улицам без присмотра. Ведь такие собаки зачастую гораздо опаснее бездомных.С «Велесом» и его неравнодушными сотрудниками мы встречались в очередной раз обсуждали ситуацию на вологодских улицах, план взаимодействия и что нужно сделать, чтобы избежать возможного повторения забайкальской трагедии.

Владимир Любарский, мэр Петрозаводска:

- Ежегодно между Администрацией Петрозаводска и Министерством сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия заключается соглашение о взаимодействии в вопросе обращения с безнадзорными животными. По муниципальному контракту подрядчик отлавливает бродячих собак, транспортирует, передаёт в частные приюты или возвращает владельцам. В Администрации налажено взаимодействие с частными и общественными приютами Петрозаводска. Благодаря помощи волонтёров бесхозных животных стараемся пристраивать, находить для них новых владельцев. Это помогает нам не выпускать собак обратно в их городскую среду. Поддержка со стороны общественников неоценима, но и не безгранична. Приюты в карельской столице переполнены.

В рамках соглашения из регионального бюджета городу выделяются средства на исполнение переданных полномочий – это порядка 3-4 миллионов рублей в год. Конечно, решить проблему безнадзорных животных в полной мере невозможно, отлов производится по заявкам горожан, поступающих в Единую дежурно-диспетчерскую службу. Стоит отметить, что немалая часть бродячих животных в Петрозаводске, не является бесхозными. Многие из них регулярно отправляются на самовыгул. При этом привлечь хозяев к ответственности в таком случае невозможно – остаётся надеяться на сознательность граждан. На мой взгляд, немаловажной сегодня является просветительская работа с владельцами животных. В вопросах борьбы с безнадзорными собаками на городских улицах бессмертная цитата Экзюпери про то, что «мы в ответе за того, кого приручили» — это главнейший постулат. Хозяевам надо в полной мере понимать свою ответственность за четвероногих.

Таким образом на примере первых лиц Вологды и Петрозаводска мы в очередной раз убеждаемся в том, что денег на «гуманное обращение», выделяемых бюджетом, на местах критически не хватает. А общество и бизнес не может и не должно замещать собой государство. Тогда причём здесь мэры и губернаторы?

А вот мнения депутатов Государственной думы нового созыва – в 2020 году они еще не работали в федеральном парламенте, и соответственно не принимали участия в обсуждении и принятии закона о собаках. Что думают парламентарии, избравшиеся от регионов, где проблема эта является очень острой?

Михаил Матвеев, депутат Государственной думы РФ от Самарской области:

- Очевидно, что любое нахождение на улице бродячей собаки, стерилизованной ли, чипированной или нет создаёт потенциальную угрозу человеку. При этом действующий федеральный закон написан так, будто его писали сами бродячие собаки. Он не отвечает на вопрос каким образом в результате него сократится численность бродячих животных. Никто не говорит, что сокращать численность бродячих собак нужно методами догхантеров. Но если целью закона не является безопасность людей, то для кого он написан?  Закон нужно менять. При этом государство должно помогать тем организациям, которые готовы содержать животных, пристраивать их новым хозяевам и так далее.

Григорий Шилкин, депутат Государственной думы РФ от Архангельской области:

- В сети гуляют разные цифры [сумма, необходимая на гуманный отлов и содержание животных], но, поверьте, на такую масштабную работу и объёмы нужно гораздо больше средств. В идеальной картине - включённых в федеральную программу и контролируемых на федеральном уровне. В текущей редакции закона есть много неточностей. Например, каких собак считать агрессивными? Что это за шкала? Каких животных необходимо оставлять в приюте, а каких выпускать? Какие из них являются социально-конфликтными? Всё это сейчас основывается на субъективном локальном решении, а должно быть чётко регламентировано. Действующие программы - это скорее борьба с последствиями, а нам нужно искать причину. Регистрация домашних животных и поддержка граждан, которые приняли решение о стерилизации питомца - важнейшее дополнение в действующее законодательство, которое позволит повлиять на причину роста числа безнадзорных животных.

Для составления объективной картины ЭАЦ «Северо-Запад» также поинтересовался у независимого эксперта ситуацией, которая сейчас сложилась на улицах большого города – в столице нашего округа – Санкт-Петербурге.

Ярослав Игнатовский, генеральный директор АЦ «Политген», политконсультант:

- Ситуация с отловом бродячих собак в Санкт-Петербурге не сказать, чтобы печальная, но точно не пример для подражания. За прошлый год бродячие псы более 3000 раз нападали на людей и кусали их. То, что не было зарегистрировано ни одного случая заражения бешенством - чистая удача, которой в следующий раз может и не быть.

Отлов животных работает не так хорошо, как в предыдущие годы - сегодня значительную часть животных ветеринарам приносят общественные организации и сами граждане. Отлов, по документам, работает, однако на протяжении последних 2 лет количество бродячих собак в городе не уменьшается, а их сейчас в районе 7 тысяч только официально. Система отлова, чипирования и кастрации животных сегодня работает только на половину - животное доставляют, проводят необходимые манипуляции, и если оно не опасно для человека - возвращают на улицу. Частные приюты переполнены, а государственных нет, поскольку, по мнению некоторых депутатов ЗакСа, это слишком дорого. При этом бродячие псы, особенно бойцовских пород, всё чаще нападают на людей и держат в страхе целые районы. Специалисты говорят, что только государственная поддержка сможет избавить город от этой проблемы. Если не строительством новых приютов, то хотя бы поддержкой уже существующих.

Закон необходимо ужесточать, он должен работать для людей, а не люди подстраивать свою жизнь под него, - к такому мнению пришли эксперты, опрошенные ЭАЦ «Северо-Запад». Многие говорят о том, что наше общество нужно воспитывать и прививать эдакой вакциной благоразумия, укреплять ответственность за тех, кого мы приручили. Безусловно в этом есть здравое зерно. Но есть ли у нашего общества шанс прозреть до того, как от кровожадных собак на улице пострадает каждый третий? Собаки на улицах (особенно в маленьких городах) как бегали, плодились, кусались, убивали, так и будут это делать. И обнулить ситуацию раз и навсегда, чтобы в один прекрасный светлый день начать новую жизнь прозревшими у нас не получится. Необходим гуманный подход к санации улиц, и бескомпромиссный - по отношению к сохранению жизни и здоровья людей.

Редакция