В сегодняшней ситуации, когда Запад, используя санкции и неприкрытую массированную ложь, фактически стремится уничтожить самостоятельную и сильную Россию, вопрос «кто виноват?» должен быть отложен. И главным на данный момент должен быть другой — «что делать»?
Наш Президент задал четкий вектор на укрепление экономики страны, в том числе предоставление большей экономической свободы для бизнеса, как говорили в прежние времена, «деловых людей», а точнее людей грамотных, профессиональных, болеющих за свое дело и страну, а не только за прибыль. Этому необходимо придать конкретное наполнение, закрепить на законодательном уровне. И здесь не пройдут просто «громкие слова», нужны взвешенные и точные предложения.
Большинство из нас, депутатов, до того, как быть избранным в Государственную Думу, работали в различных отраслях экономики и сферах социальной жизни. В своей депутатской работе мы опираемся на этот опыт и используем его в законодательной деятельности, работая в профильных комитетах, специальных комиссиях и группах, контактируя с правительством, инициируя законодательные инициативы.
Сегодня, как никогда, от депутата требуется взвешенный и профессиональный (именно с точки зрения своего основного образования и сферы прежней экономической деятельности) подход в выдвижении и продвижении идей, предложений, нацеленных на укрепление экономики России.
С этих позиций я как профессиональный энергетик, как человек, много лет руководивший электросетевой региональной компанией, убежден, что один из главных внутренних ресурсов, который даст огромный толчок для развития российской экономики — это закрепление единого энерготарифа на всей территории страны. Сейчас стоимость электрической энергии в каждом регионе разная. В качестве примера можно привести хорошо знакомые мне Архангельскую и Мурманскую области.
В СЗФО самые низкие тарифы для бизнеса в Мурманской области и Республике Карелия, они составляют порядка 5 рублей за киловатт в час, а самые высокие в Архангельской, Вологодской и Ленинградской областях, здесь тарифы превышают уже 8 рублей за киловатт. Средний по СЗФО тариф — 6,5 рублей.
Как это отражается на экономике? Напрямую! В моей родной Архангельской области такой тариф часто непосилен для ведения бизнеса, и как итог — уход предпринимателей в другие регионы, но чаще и вовсе закрытие. Знаю, что только в Котласе, во втором городе области, за последние несколько лет закрылось-исчезло более 400 индивидуальных предпринимателей! Для города с численностью менее 70 тысяч человек это серьёзный удар по бюджету, по людям и качеству жизни в регионе. И в числе основных причин закрытия, по словам самих представителей малого и среднего предпринимательства, является именно тариф на электроэнергию. В то же время в Мурманской области, благодаря Кольской АЭС, наличию других генерирующих предприятий, имеется внушительный избыток электроэнергии. И поэтому тариф там очень невысокий, в ночное время фактически равен 0. И это при том, что от Кольской АЭС используется лишь 60,5% производимой станцией мощности. И мы видим, что Мурманская область сегодня успешно развивается и привлекает огромное количество инвестиционных проектов.
В то же время ситуация, подобная приведенной мной, распространена по всей стране. Так называемое «тарифное неравенство» между регионами в цене за электричество значительно тормозит развитие тех самых «экономических свобод» для бизнеса.
На мой взгляд, есть решение, позволяющее коренным образом изменить сложившееся положение вещей. Речь идет о введении ЕДИНОГО ТАРИФА на территории страны.
Что это даст?
Прежде всего, это позволит развиваться региональному бизнесу в равных условиях, простимулирует рост рабочих мест в регионах.
Что ещё даст ЕДИНЫЙ ТАРИФ? Прекратится формирование сверхприбыли в руках генерирующих компаний. Речь идёт о прибыли за произведённые энергомощности, которую генерирующие компании попросту «кладут себе в карман». Эти деньги не попадают в сетевые компании и не идут на восстановление и модернизацию изветшавших региональных электросетей. А их износ во многих регионах уже превысил 80% процентов! Высвободившиеся таким образом благодаря ЕДИНОМУ ТАРИФУ средства могут быть направлены на решение проблемы ветхих сетей и других острых проблем энергоснабжения.
Никто не призывает вернуть плановую экономику или ввести постоянную госрегулировку ценообразования. Все, что сейчас предлагается, это временные, экстренные меры. Но, с другой стороны, государство должно контролировать маржинальные прибыли компаний, в том числе и энергетических. Надо за короткий срок создать новую модель взаимоотношений «производитель-потребитель». Сейчас в очень высоких кабинетах постоянно говорится о том, что бизнес должен быть социальным по своей сути. Особенно в этот непростой период. Главная задача сейчас — сохранить экономику, а затем увеличить внутренний валовый продукт. А как известно, энергетика — одна из ключевых его составляющих. И если регионам не будут даны равные шансы на получение электроэнергии, завтра мы опять столкнемся с проблемой богатых и бедных. Рынок электроэнергии, конечно, надо сохранить, но сделать его достаточно прозрачным по ценообразованию. Обобщая вышесказанное, считаю, что энергорынок в буквальном смысле этого понятия должен преобразиться. Нынешние правила тормозят развитие регионов и — что особенно важно! — ущемляют интересы людей, вынужденных жить на территориях, где стоимость электроэнергии в коммунальных платежах непомерно высока в интересах, еще раз подчеркну, генерирующих компаний. Еще раз подчеркну: электроэнергетика региона должна работать на людей, бизнес, экономику, а не люди и бизнес на электроэнергетику. И первый шаг к этому — единый энерготариф хотя бы на переходный период. А там посмотрим.
Депутат Государственной думы РФ, член Комитета по энергетике Григорий Шилкин