Екатерина Колесникова о новых критериях отставок губернаторов

17 февраля 2022 г.
Екатерина Колесникова  о новых критериях отставок губернаторов

Мнение дня. Телеграм-канал "НЕЗЫГАРЬ"

Директор экспертно-аналитического центра «Северо-Запад» Екатерина Колесникова – о новых критериях отставок губернаторов. 

Методика расчета эффективности губернаторов, утвержденная в 2021 году, является исчерпывающей. Ближайшие отставки по отрицательным мотивам губернаторов будут связаны с накопленными важнейшими проблемами в регионе, которые им решить не под силу. Но вот после какой критической отметки последует первая штрафная санкция от президента — выговор — это пока не очень понятно. Поскольку таким образом будет открыт ящик Пандоры, а желающие не дать губернатору восстановить реноме в регионе найдутся всегда.


Уровень доверия к власти — первый маркер. Следующие — реализация Стратегии развития (особенно это актуально для дотационных субъектов), экономические показатели, вовлечённость губернатора в коррупционные схемы, срыв сроков строительства ключевых объектов федерального значения (в том числе нацпроекты), социальное самочувствие граждан, уровень оттока населения и другие.


Важным сейчас показателем является и умение управлять информационной повесткой. Не во всех регионах хорошо работают ЦУР. За формирование повестки должны отвечать профессиональные интернет-технологи, которые обязаны профилактировать зарождение ЧС. Однако внутриполитический и медиаблоки во многих регионах до сих пор убеждены в том, что важнее всего — рассказать про очередное повышение надоев, которое случилось благодаря «личному контролю губернатора», а войну с недругами вести в Telegram.


Однако после получения расширения полномочий глав в отношении МСУ наверняка появятся и новые KPI. И теперь губернаторам совершенно точно нельзя обойтись без суперкомпетентного специалиста по внутренней политике, который будет отвечать за муниципалов — за фундамент, на котором выстроена вся система власти. Что будет, если вместе с расширенными полномочиями в части контроля МСУ губернатор получит (сохранит имеющегося) неграмотного руководителя внутренней политики?
Сами губернаторы и вице-губернаторы, как правило, варяги. Подолгу на транзитных постах не задерживаются, а потому времени на раскачку, что называется, у них крайне мало. Погружаться детально в специфику регионов (предположим, в большей степени состоящих из сельских районов во всем своем колоритном разнообразии) у них времени нет совершенно. А ведь при этом надо как-то их контролировать.


Будет ли разбираться в нюансах варяг? Нет. Просто достанет шашку, и вопрос будет решен. Только вот ломать — не строить. И после снятия какого-нибудь главы или лишения мандата мундепа — компромиссной фигуры, опорной точки элитной группы конкретной территории — произойдет эффект домино. Выборы в регионах «делаются» именно руками низов — то есть тех самых муниципалитетов, где свой микроклимат. Сломать выстраиваемую годами систему управления и важных договоренностей в муниципалитете можно одним неумелым движением. Но кого это будет волновать? Губернатора или его заместителя, которые в лучшем случае один свой срок высидят в чужом регионе и поедут дальше с гастролями по стране?


Да, мы часто говорим о том, что внутренней политикой в регионе должен заниматься человек, равноудаленный от местных элит, но в обозримом будущем эта точка зрения вероятно изменится, как и сама тенденция. Вице-губернаторов по внутренней политике в связи с расширением полномочий глав субъектов и введением новых показателей, все же лучше искать у себя «дома».
Но что делать, если «дома» нет подходящей кандидатуры? Возможно, следует присмотреться к ближайшим соседям — достойный кандидат, знакомый с проблемами региона, может находиться в соседнем регионе. В некоторых случаях необходимо учесть пожелания федерального центра. То есть, нужно искать и «дома», и извне — применить так называемый «ручной подход» с поправкой на регион.

Екатерина Колесникова