Независимые экс-кандидаты в муниципальные депутаты Москвы объявили о том, что в ряде районов столицы намерены создать общественные объединения жителей – так называемые «теневые советы». На минувших выборах в Москве победу одержали партия «Единая Россия» и провластное движение «Мой район» (де-факто «партия» мэра Сергея Собянина), а результаты оппозиционных кандидатов оказались более чем скромными.
Справочно. 1160 из 1417 мандатов (81,86%) получила «Единая Россия» (ЕР). «Мой район» - 134 мандата (9,46%). КПРФ — 42 мандата, «Справедливая Россия — За правду» (СЗРП) и «Новые люди» взяли по 20 мандатов, ЛДПР — 11. «Яблоко» - получило три места, «Коммунисты России» - 1 мандат. Самовыдвиженцы получили 26 мест в советах.
Вчерашние кандидаты говорят о том, что общественные советы в районах будут организованы силами их сторонников. Активисты, лидеры общественного мнения, которые поддерживали независимых кандидатов во время избирательных кампаний 2022 года и прошлых лет, по словам представителей оппозиции, готовы отстаивать свои права и «заставлять» провластных депутатов работать именно на благо москвичей, а не плясать под дудку руководства города, слепо принимая продиктованные решения. Таким образом местные сообщества готовы и контролировать работу официальных советов в районах. На примере работы активистов с позапрошлым созывом совета Гагаринского района оппозиционеры объясняют то, что, объединившись, москвичи действительно могут проявлять свою политическую волю, и жестко отстаивать свои интересы перед «единороссами». Проигравшие оппозиционеры уверены в том, что их актив будет эффективно работать в независимых народных общественных приёмных, и решать вопросы сообща, оказывая нужное давление на советы.
Как показывает практика, актив, собранный вокруг кандидатов во время избирательной кампании, и москвичи, которые живут в «мирное» время (вне избирательных кампаний) – это два разных гражданских общества. Сейчас громко заявлять о том, что оппозиция, хоть и официально проиграв, всё равно не намерена убирать руки с горла власти, а заставлять её работать, ещё можно. Ещё не остыли угли кампании, и горечь разочарования ещё очень осязаемая. Живут своей жизнь ещё чаты активистов, ругающих власть, новые методы проведения выборов; высказываются слова поддержки независимым кандидатам и звучат предложения не бросать начатое.
Ближе к ноябрю страсти по муниципальным выборам улягутся. Самые ярые активисты, выключат звук в политических чатах, где всё лето строились планы по свержению правящей партии, и пойдут жить своей обычной жизнью. Экологи, активисты из сферы ЖКХ, гражданского права, «теневые» главы ТСЖ, обманутые дольщики, и другие теряют интерес к проигравшим очень быстро. Когда речь идёт о решении конкретных проблем, то прислоняются обычно к ресурсным - к тем, которые хоть на волосок, но поближе к власти и бюджету. Да есть и такие активисты, чья жизнь в принципе посвящена борьбе, потому что, как известно, у самурая нет цели, а только путь. Но и такие выдыхаются. И весь гражданский протест их дальше запрещённого Facebook не пойдёт. Ни о каких штурмах советов речи идти не может. Понимают ли это экс-кандидаты? Конечно. Те, кто не первый год в политике, просто заготовили план «Б» ещё в период подготовки своих избирательных кампаний. Потому что понимают – актив нужно держать поближе к себе и в тонусе. Но фактически управляемость у такого актива вне избирательных кампаний нулевая. Потому что если нет конкретных решений, а только лишь популизм и собрания, то нет и сплочённости вокруг лидеров.
Кроме того, что оппозиционеры готовы создавать «теневые советы» силами «сотнями местных лидеров и десятками тысяч их сторонников», сейчас заговорили и о том, что готовится некий план по созданию в Москве демократического движения с политической стратегией. Судьба участников такого потенциального движения предрешена уже сейчас, учитывая тот факт, что его будущие лидеры имеют протоколы и административные приводы в полицию. Никаких революций в Москве не допустят.
Директор Центра "Северо-Запад", политтехнолог Екатерина Колесникова