#Екатеринбург. Факторы и условия роста протестной активности детей в городской среде

5 сентября 2022 г.
#Екатеринбург. Факторы и условия роста протестной активности детей в городской среде

#СОЦИОЛОГИЯ #ПРОТЕСТЫ 

Статья посвящена изучению детской протестной активности в городской среде, исследованию ее механизмов формирования, социально-психологической природе протекания, выявлению факторов, способствующих и препятствующих развитию детской протестности в сравнении с остальной молодежью. Авторы рассматривают актуальную проблему детских городских протестов через призму теории поколений, рассматривающей различные возрастные группы, рожденные в определенный исторический период времени, с характерными для них убеждениями, ценностями и поведением. Статья подготовлена на основе результатов проведенного социологического анкетного опроса молодежи РФ в 2021 году. Методом анкетирования был опрошен 2 531 респондент в возрасте от 14 до 35 лет во всех федеральных округах Российской Федерации.

В результате исследования выявлены факторы и условия роста протестной активности детей в городской среде. Установлено, что наибольшим мобилизационным потенциалом протестной активности обладает молодежь в возрасте до 21 года, при этом иные возрастные группы разделяют протестные убеждения, и их участие в значительной степени зависит от формулировки причины протеста, а также организаторов акций. Основным драйвером роста протестных настроений выступает дестабилизация социально-экономической и политической ситуации, наличие системных проблем (коррупция, понижение уровня жизни, социальное неравенство).

Первое слово – «нет»

Популярной темой послед‐ них нескольких лет в отечественной и зарубежной социологии становятся молодежные протесты. Почему моло‐дежь активно протестует в больших городах? Почему на митинги все чаще приходят школьники? Что побуждает подростков и детей участвовать в акциях протеста?

Четыре класса образования

Прежде чем погрузиться в проблематику современной детской и молодежной протестности, разберемся более подробно в том, кто такие современные дети и почему они протестуют. Разобраться в этом вопросе поможет теория поколений, авторами которой являются Уильям Штраус и Нил Хау. Теория поколений рассматривает различные возрастные группы, рожденные в определенный исторический период времени, с характерными для них убеждениями, ценностями и поведением. «Согласно данной теории народы делятся на 4 класса: бэбибумеры, поколение X, поколение Y, поколение Z и поколение Альфа».

Рассмотрим их более подробно:

- бумеры (поколение бэби-бума) – это послевоенное поколение людей, рожденных в 1946– 1964 годах. Это поколение в большей степени консервативно и придерживается традиционных семейных ценностей, характеризуется относительно низким протестным потенциалом;

- иксеры (поколение X) - рождены в 1965–1980 годах, характеризуются как прагматичное, свободолюбивое поколение людей, любящих заботиться о своей семье и родителях. Российские иксеры пережили наибольшее количество социально-экономических потрясений, кризисы экономики и политики эпохи перестройки 90-х, 2008 и 2014 годов, в связи с чем эксперты иногда их называют «потерянное поколение»;

- миллениалы (поколение Y) – это люди, рожденные в 1980– 1996 годах, быстро освоившие интернет, гаджеты и социальные сети, характеризуются высокой мобильностью и социальной адаптивностью. Миллениалы в большей степени активны в профессиональном плане, ориентированы на карьеру, чем на построение семьи, поэтому, как правило, позже вступают в брак и заводят детей, не являются активными участниками протестных акций и движений;

- зумеры (поколение Z) – это люди, рожденные в 1997–2010 гг., характеризуются как активно вовлеченные в цифровое и виртуальное пространство, ценят свободу, индивидуализм и творчество, ориентированы на достижение личных целей и задач, думающие «эко-френдли». Современное поколение Z – это молодежь в возрасте 20–25 лет, характеризуются достаточно высоким уровнем протестной активности. По мнению ряда авторов, значительная часть молодежи данного поколения внимательно отслеживает политический контекст, верит в концепцию перемен и в случае необходимости готова использовать различные формы политического участия, в том числе и протест.

- поколение Альфа – это современные дети, рожденные в 2011–2020 годах, активно создающие и вступающие в эру новой цифровой технической реальности, характеризующиеся высоким уровнем цифровой зрелости и грамотности, а также высокой скоростью обработки и восприятия цифровой информации. Дети поколения Альфа по-другому воспринимают границы времени и пространства, они с легкостью общаются с людьми из разных стран, не ощущая географических границ, они более открыты и мобильны, не боятся высказывать свое личное мнение, бороться за свои ценности и убеждения. Поколение Альфа – это современные дети в возрасте 10–15 лет, старший школьный период, который можно условно обозначить как переход от старшего школьничества к социальной юности, период активной образовательной деятельности, выбора профессионального и жизненного пути. Таким образом, анализируя ценностные, поведенческие и мировоззренческие установки людей разных поколений, становится понятным, почему имен‐ но молодежь (поколение Z) и современные дети (поколение Альфа) характеризуются высоким уровнем гражданской активности и все чаще становятся участниками протестных акций. При этом данные протестные настроения, как правило, не несут деструктивный характер: они миролюбивы, являются пацифистами и не склоны к агрессивным формам поведения. Согласно теории поколений протестные настроения детей-альфа уже заложены в их поведенческую модель. Поколение характеризуется фазой активного гражданского становления и самоопределения, переходом из детской реальности во «взрослую самостоятельную жизнь». В то же время представители поколения Z и поколения Альфа еще пока не сформированы как личности в силу возрастных ограничений, поэтому нередко они становятся объектом манипуляций со стороны масс-медиа и социальных сетей. Поверхностность мышления, незрелость и несформированность аналитического и критического мышления становится базой для манипуляции со стороны организаторов деструктивных протестных акций, митингов и движений.

Протест – дело городских

Участие детей и молодежи в протестных мероприятиях (%)

в городской местности:

14–17 лет – 80,98

18–35 лет - 86,41

в сельской местности:

14–17 лет – 19,02

18–35 лет – 13,59

Анализируя полученные социологические данные в разрезе по федеральным округам, стоит сказать, что наименее протестной является молодежь Северо-Кавказского федерального округа (12,4 %), наиболее протестной – молодежь, проживающая предпочтительно в центральных регионах России, а именно в Поволжском (17,5 %), Цен‐ тральном (17,3 %) и Уральском федеральных округах (15,6 %). Если проанализировать ключевые кейсы протестной активности в Российской Федерации за последние 10 лет, то можно с уверенностью сказать, что все они проходили, как правило, в крупных городах и мегаполисах, региональных столичных городах. Крупный город как урбанистическое ядро социально-экономической, политической и культурной жизни становится центром притяжения заинтересованной, политически активной молодежи, что впоследствии проявляется в их активной протестной деятельности. Анализируя в целом городской протестный потенциал, стоит сказать, что современная российская молодежь достаточно активно проявляет свои гражданские позиции непосредственно на улицах города. Согласно полученным данным, только 7,6 % молодёжи не слышали об акциях протеста в стране, при этом 68,2 % респондентов считают, что они знают о причинах протестной активности. Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне информированности о протестной активности, вовлечении и внимании к данной теме. Что касается личного участия в протестных акциях, то 44,3 % респондентов не принимали участия, однако подавляющее большинство опрошенных указали, что участвовали в обсуждении политических вопросов в социальных сетях (25,2 %), ставили лайки и делали репосты протестного контента (22,5 %), подписывали обращения, петиции (24 %), вступали в группы, обсуждающие проблемы в стране (19,2 %). Детская протестная онлайн-активность по результатам опроса чаще проявляется в таких социальных сетях, как «ВКонтакте» (85,33 %), TikTok (56,25 %) и Instagram* (55,98 %). Большая часть молодежи за последние три года принимала участие в различных городских мероприятиях, которые можно отнести к протестной активности, причем большая часть такой активности осуществлялась онлайн. В акциях протеста, которые проходили не в сети, принимало участие только 12,6 % опрошенных.

Большинство респондентов (как дети, так и взрослая молодежь) отмечает ухудшение социально-экономической ситуации. В то же время дети, в отличие от взрослой молодежи, в большей степени затруднялись при ответе на данной вопрос, что возможно связано с их неопределенностью, низкой информированностью по данному вопросу. В целом, похожая ситуация, по мнению респондентов, сложилась за последние пять лет и в политической сфере. Теория поколений подтвердилась при ответе на вопрос анкеты, какие проблемы в стране и обществе наиболее важны. Поколение Альфа, дети 14–17 лет, чаще, чем старшая молодежь высказывается в поддержку решения проблем в области экологии (45,6 % против 34,4 %), коррупции (50,8 % против 47,5 %). Старшая молодежная группа чаще детей называет материальные проблемы: экономические (63,7 % против 57,3 %), влияние санкций западных стран (23,2 % против 13,9 %), ограничения, связанные с коронавирусом (35,1 % против 30,2 %).

Теория поколений также подтвердилась в разрезе по ценностным ориентирам и установкам: современным детям более значимы ценности здоровья, интересной работы, качественного образования. Что же такое протест в глазах детской и взрослой молодежи? Проанализировав высказывания респондентов, можно прийти к выводу, что дети в сравнении со взрослой молодежью в большей степени идеализируют, романтизируют протестные практики, придавая им смыслы и ценности перемен (17,12 %), свободы и улучшения (5,16 %). В отличие от взрослой молодежи, дети в большей степени верят в то, что участие в акциях протеста может повлиять на решение проблем в стране (47 %). В то же время, понимание и осознание незаконности и противоправности протестов отмечают лишь 14,13 % ответивших, а манипулятивность в протестах – лишь 2,5% опрошенных. Участие детей в протестных акциях также оказалось в фокусе нашего внимания. Как показывают результаты проведенного опроса, дети, в отличие от более взрослой молодежи, в большей степени проявляют цифровую политическую протестность («ставил лайки и делал репосты о протестах в социальных сетях» – 32,07 %). Меньше трети опрошенных детей признались, что участвовали в митингах, демонстрациях и пикетах на улицах города (11,68 %). К выявленным доминирующим мотивам протестной активности среди детей можно отнести участие из-за чувства солидарности (20 %) и чтобы высказать или отстоять свою позицию (47 %). Таким образом, коллективность, солидарность, командность в протестных практиках в детской среде проявляется в большей степени, нежели среди молодежи старшей возрастной группы. Отдельная группа взрослой молодежи в отличие от детей призналась, что рассматривает участие в митингах по финансовым соображениям. Но в целом большинство респондентов едины в идентификации причин протестной активности. Безусловно, взрослая молодежь более ответственно задумывается и подходит к организации личной и профессиональной жизни, сталкивается с бытовыми и материальными трудностями, задумывается о создании семьи, и протесты в данном контексте становятся не столь значимыми и важными, как, например, для респондентов младшей и средней возрастной группы. Таким образом, напрашивается вывод, что протестной активности также препятствует погружённость старшей молодежи во «взрослую жизнь». Обеспечить свой капитал, стабилизировать свое финансовое положение, приобрести жизненный статус – это естественные достижительные жизненные стратегии. Молодежи в возрасте 18–35 лет эти стратегии наиболее близки по определению.

Курс на социализацию

Суммируя результаты исследования, можно прийти к выводу, что наибольшим мобилизационным потенциалом протестной активности обладает детская молодежь в возрасте до 21 года, при этом иные возрастные группы разделяют протестные убеждения, и их участие в значительной степени зависит от формулировки причины протеста, а также организаторов акций. Проанализировав ценностные, поведенческие и мировоззренческие установки молодежи через призму теории поколений установлено, что именно молодежь (поколение Z) и современные дети (поколение Альфа) характеризуются высоким уровнем гражданской активности и все чаще становятся участниками протестных акций. Основным драйвером роста протестных настроений выступает дестабилизация социально-экономической и политической ситуации, наличие системных проблем (коррупция, социальное неравенство). Представители поколения Z и поколения Альфа еще пока не сформированы как личности в силу возрастных ограничений, поэтому нередко они становятся объектом манипуляций со стороны масс-медиа и социальных сетей, создаются возможности для манипуляции общественным мнением в молодежной среде. Для гармонизации общественных отношений и нейтрализации протестных практик в детской и молодежной среде, на наш взгляд, необходимо создание институциональных гражданско-правовых, социально-культурных условий для конструктивной гражданской социализации современной российской молодежи и детей, учитывать социально-возрастные, образовательные, бытовые потребности современной молодежи. Необходимо вовремя и своевременно диагностировать социальные настроения современной молодежи, учитывая ее возрастной и образовательный статус.

*Принадлежит организации Meta Platforms Inc., признанной в Российской Федерации экстремистской и деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Алаторцева Ирина Сергеевна, Васильева Елена Игоревна, Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, Никитина Алена Сергеевна. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Редакция