Илья Гращенков о позициях парламентских партий в конце весенней сессии Госдумы

6 июля 2022 г.
Илья Гращенков о позициях парламентских партий в конце весенней сессии Госдумы

Специальная военная операция и последовавшие за ней изменения заметно повлияли на политический ландшафт страны и рейтинги парламентских партий. Новое время не дало пока никакого идеологического мейнстрима. Электорат ожидаемо поляризуется вокруг партии власти, как островка старой стабильности. Рейтинги «Единой России» растут, но делают это не содержательно, а инерционно. Оппозиция же, напротив, пытается нащупать новые протоэлекторальные ниши. 


Так, КПРФ, которая ранее выступила в авангарде признания ЛДНР, сегодня собирается побороться за кусок «рассерженных патриотов». Это активная группа мобилизованных «красных имперцев», которые воспринимают конфликт между РФ  и коллективным Западом как возможность построить нео-СССР с движком в виде силового-репрессивного блока. Красный флаг, который часто поднимается над освобожденными территориями, эта группа воспринимает как контрельцинистский проект возврата к добеловежским соглашениям, видя возможность территориальной экспансии РФ на потерянные ранее постсоветские территории, от Прибалтики до Средней Азии. Однако эта активная группа, прежде в основном «диванные войска», не столь многочисленная и, по разным оценкам, насчитывает порядка 5-6% среди электората.


СРЗП также пытается встроиться в эту нишу, при этом стараясь откусить у КПРФ именно социально-ориентированную часть избирателей. Не тех, кто больше про идеологию, а тех, кто больше за «отнять у олигархов» или дать действующему правительству «левацкого пинка», заставив снижать налоги, контролировать цены и раздавать помощь бедным. Учитывая, что осень может привнести существенные изменения в кошельки граждан, такой подход и вправду создает неплохой задел для партии, которая в конечном итоге может выдвинуть простой и понятный всем лозунг «отнять и поделить».


На правом фланге ситуация сложнее. ЛДПР, лишившись Жириновского,  ощутимо теряет в рейтинге и самое главное – в месседжах. Партия пока еще удерживает свой процент, но даже сторонникам не совсем очевидно, почему они все еще поддерживают «либералов» и «демократов». Все события, связанные с партией, крутятся в основном вокруг дележки политического наследия экс-вождя.


«Новые люди»  активно включились в формирование уже новой повестки, однако она пока еще не успела дойти до потенциального избирателя. Рейтинги партии, в данном случае – не столь важный показатель, как отсутствие антирейтинга.  Партия «перепрыгнула» в будущее, занявшись формированием новой институциональной парадигмы, которая потребуется стране после завершения СВО и для сохранения рыночной экономики и социальных функций государства, находящегося под санкциями. 
Конец лета задаст старт новому политическому сезону, повестку которого будут формировать новая социально-экономическая реальность. Порядком измотанный и оттого ослабевший «телевизор» должен будет дать новый бой изрядно опустевшему «холодильнику». Вероятно, к тому времени и соцопросы станут более релевантными, так как процент отказов снизится. По слухам, сегодня они достигают от половины опрашиваемых до 80-90%. Если это так,  тогда о какой социологии в принципе может идти речь?

 

Илья Гращенков, директор Центра развития региональной политики

 

Оригинал текста опубликован в Телеграм-канале "Незыгарь". 

Редакция