Весной 2022 года, после ухода из России ведущих голливудских компаний, отечественный рынок кинопроката испытал шок. Резко сократилось количество зрителей, упала выручка, что угрожало закрытием сотен кинотеатров. Как отрасли удалось избежать развития ситуации по худшему сценарию?
Кинопрокатчики проявляли чудеса изобретательности, чтобы выжить. Одни кинотеатры до минимума сократили персонал, другие законсервировали часть залов. Здесь явно пригодился опыт 2020–2021 годов, когда в период пандемии COVID-19 действовали жесткие карантинные ограничения.
Бизнес пытался обходить западные санкции не совсем законными методами. Например, организуя показы голливудских блокбастеров в рамках так называемого предсеансового обслуживания. Зрители формально ходили на отечественные короткометражки, перед которыми крутили новые американские ленты.
А еще россиян заманивали в кинотеатры повторным прокатом классики советского и российского кино. Из фильмов эпохи СССР лучшие финансовые результаты показали «Асса» (1988), «Иди и смотри» (1985), «Июльский дождь» (1966), «Любовь и голуби» (1984).
Эти меры помогли пережить острую фазу дефицита предложения. К осени 2023-го отрасль восстановила ключевые показатели. В частности, больше стало кинотеатров и кинозалов (5550). Одно из объяснений – появилась государственная сеть, которая к 2024 году должна включать порядка 1,5 тыс. залов.
Но главное, в кинотеатры начал возвращаться зритель. Ольга Любимова заявила, что в этом году российские фильмы посмотрели уже 87 миллионов человек – вдвое больше, чем в 2020-м. Оптимистичные цифры, видимо, объясняются успехом «Чебурашки». Семейная комедия вышла на экраны в начале января, к маю ее успели посмотреть более 22,4 млн человек. Выручка составила 6,8 млрд руб., что сделало фильм самым кассовым в новейшей истории отечественного кино.
Российский рынок кинопроката весьма активен сегодня, отмечает доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Анна Цветкова. По ее словам, 2023 год «радует российских кинолюбителей разнообразием релизов». Причем в прокат выходят картины не только отечественного производства, но и стран ЕС, Великобритании, США. В достаточном количестве представлены азиатские релизы и релизы ряда других стран (Индия, Пакистан, Канада). «В среднем в месяц на экраны выходит примерно 55 фильмов, включая повторный прокат, – уточняет Цветкова. – Общий показатель за год, как ожидается, превысит 650 кинолент. Самыми насыщенными месяцами по количеству релизов традиционно являются июнь, август и ноябрь».
За последние полтора года рынок существенно трансформировался, обращает внимание Екатерина Пондо. С одной стороны, кинотеатры по-прежнему испытывают сложности с заполнением образовавшихся после ухода западных кинокомпаний пустот. С другой – развиваются онлайн-кинотеатры, которые в 2022-м выпустили на 20% больше оригинального контента. В результате их выручка увеличилась на 5% и достигла 63,3 млрд руб. «Налицо тенденция переключения внимания зрителей на онлайн-кинотеатры с богатым содержанием не только полнометражных фильмов, но и сериалов, и короткометражек», – считает Екатерина Пондо.
Вице-президент агентства «КРОС» по стратегии и развитию Кирилл Лубнин подтверждает, что онлайн-кинотеатры конкурируют с кинотеатрами, отбирая часть зрителей. Впрочем, аудиторию из-за онлайна теряют не только кинопрокатчики, но и телеканалы. Социологические опросы показывают, что за последние пять лет треть россиян отказались от просмотра телевизора. Онлайн-кинотеатры сегодня одни из самых активных рекламодателей на ТВ – в одном блоке может быть до трех анонсов сериалов.
«Стриминговые сервисы за счет сильно выросшего объема нового контента и редких громких кинопрокатных премьер перетягивают к себе аудиторию из эфирного ТВ и кинозалов, – уверен Лубнин. – Чем могут ответить на этот вызов кинотеатры, пока ясности нет».