Как россияне помогают друг другу во время процесса частичной мобилизации и при СВО - оценка экспертов

14 ноября 2022 г.
Как россияне помогают друг другу во время процесса частичной мобилизации и при СВО - оценка экспертов

Эксперты/Незыгарь. Госдума приняла бюджетообразующий закон, который в том числе освобождает от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов материальную помощь мобилизованным и некоторым другим лицам. Кроме того, в регионах семья мобилизованным продолжают оказывать поддержку.

Гендиректор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский:
Практики взаимопомощи хорошо ложатся на российские традиции. У нас всегда в рамках общины старались помочь тем, кто оказался в тяжелой ситуации. В том числе и семьям тех, кто ушел воевать. Несмотря на то, что община давно разрушена, на уровне культурных кодов она продолжает оказывать влияние. 
Однако важно, чтобы процесс помощи не терял искренности и естественности. Попытки забюрократизировать его просто убьют инициативу. Отсюда, если государство или партии хотят поддержать движение взаимопомощи, потребуются очень деликатные и профессиональные управленцы в этой сфере: лобовыми чиновничьими методами всё очень легко сломать.

Зампредседателя комитета по экономической политике Госдумы РФ Артём Кирьянов:
Русский народ, я убежден, остается и в цифровом XXI веке отзывчивым, сердобольным, сопереживающим. Вижу это по своим землякам, вижу по тому, как люди откликаются на ситуации с чужими, незнакомыми людьми по всей стране. Как раз тот случай, когда последнюю рубашку отдадим. Это эмоциональное настроение, движение сердца. А механизмы могут быть разными.

Директор Центра изучения управленческих практик и мониторинга общественно-политических настроений «Северо-Запад» Екатерина Колесникова:
С началом СВО и особенно с момента объявления частичной мобилизации наши сограждане проявляют большую чуткость по отношению  друг к другу. Так вышло, что с сентября мы не можем точно сказать, кого коснется мобилизация в принципе, и каждый, кто добровольно участвует в благотворительности для бойцов СВО, в голове держит мысль «А если там окажется мой сын, муж, брат, кто поможет ему?». 

Политолог Николай Евдокимов:
Потенциал гражданской, общественной помощи мобилизованным  целиком и полностью зависит от общего восприятия хода СВО в обществе. 
В этом плане потенциал поддержки очень динамичен и связан с чувством сопричастности к происходящему. Надо иметь в виду, что сопричастность легче проявлять в успехах, чем в неудачах. Поэтому, если у российской армии будут какие-то заметные результаты, то можно ожидать, что и добровольная помощь окажется на высоком уровне. В случае же неудач у населения появятся вопросы, среди которых будет доминировать извечный русский «Кто виноват?», а желание помочь может несколько снизиться. 

Зампредседателя комитета по охране здоровья Государственной думы Алексей Куринный:
Потенциал большой, сейчас больше помогают конкретным людям: родственникам, друзьям, знакомым, землякам. Сбор идет активнее, если помощь доставляется адресно, есть обратная связь.

Политолог Иван Аркатов:
Сейчас помощь мобилизованным и их семьям только набирает обороты. Конечно, не хватает единого порыва, большей семейственности нашей страны, но тут нужно время и общая высокая идея. Когда  каждый будет понимать, зачем и для чего он это делает, и почему нужна эта помощь. Не хватает идейной составляющей.
Отдельно стоит отметить и «чиновничьи» нюансы, когда люди на местах зачастую не очень понимают, кто они и что делают. У некоторых людей, кто готов помогать из-за крючкотворства и иных моментов опускаются руки, хотя именно сейчас важно, чтобы представители власти на местах реально помогали, убирали все барьеры, а не отбывали номер.

Редакция