С 1 июля 2023 года у россиян появится возможность обращаться к психологам в поликлиниках. Об этом в конце апреля заявлял министр здравоохранения России Михаил Мурашко.
В пресс-конференции «Интерфакса», посвященной грядущему нововведению, приняли участие начальник отдела по организации амбулаторной медицинской помощи взрослому населению Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Лариса Витальевна Соловьева и главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова Елена Рудольфовна Исаева.
«Мы действительно анонсируем такое новое направление, как внедрение кабинетов медико-психологического консультирования в поликлиниках. Преимущественно речь идет о поликлиниках взрослой сети, поскольку в поликлиниках детской сети и в женских консультациях у нас все-таки работала психологическая служба. Взрослые поликлиники подключились только на этапе внедрения нового порядка», — пояснила Л.В. Соловьева.
«Приказ вступает в силу с 1 июля, но тем не менее с 1 июня мы уже провели подготовительную работу, и сейчас в различных районах Санкт-Петербурга открыты 25 таких кабинетов», — рассказала Лариса Витальевна.
«Мы столкнулись со сложностью поиска специалистов клинических психологов, поскольку расчетная потребность достаточно высокая по взрослому населению. Согласно новому порядку, 1 штатная единица клинического психолога рассчитывается на 25 тысяч прикрепленного взрослого населения. И нетрудно понять, что количество таких кабинетов должно быть более 100 на наш город. Но, как я уже сказала, это новое направление, и каждый регион определяет потребность, которая важна и востребована», — уточнила Л.В. Соловьева.
«Не все прописано в правилах, которые утверждает новый приказ, поэтому сейчас мы предложили нашим поликлиникам, которые у себя открыли эти новые структуры, выложить предварительную запись в открытый доступ, расписание сейчас формируется, и на сайте «Здоровье петербуржца» можно будет записаться. Но, естественно, также по направлению лечащего врача. То есть, если пациент приходит с какими-то проблемами и помимо соматики терапевт или хирург видит, что пациент нуждается в консультации психолога, он также может направить его в этот кабинет», — рассказала Лариса Витальевна.
«С 1 июля мы планируем открыть еще дополнительно 14 кабинетов и будем анализировать их наполняемость, востребованность — насколько они в нынешних условиях населению нужны. Мы не сомневаемся, что у нас такая потребность есть, но тем не менее новое направление требует определенной отработки», — подчеркнула Л.В. Соловьева.
Елена Рудольфовна Исаева отметила: «Я думаю, что общество уже созрело, и более того, молодежь вовсю пользуется услугами психологов. Единственное, что, наверное, в обществе пока нет четкого понимания, чем отличается обычный психолог от клинического психолога. У нас, конечно, факторы риска сейчас есть. И, мне кажется, что, может быть, боюсь ошибиться, 25% процентов населения нуждаются в услугах и консультировании медицинских психологов».
«Медицинский психолог в нашей стране традиционно всегда работал рядом с врачом-неврологом, с психиатром. Просто у нас в стране образование называется “клинический психолог”, а должность в поликлинике будет называться “медицинский психолог”», — пояснила Е.Р. Исаева.
«На консультацию нужно минимум 50 минут, и для поликлиник это кажется неожиданностью. Но мы же имеем дело с внутренним душевным миром...» — подчеркнула Елена Рудольфовна.
«...начнем хотя бы с 40 кабинетов, а потом поглядим по востребованности. Сейчас наша главная задача и моя как главного внештатного специалиста по медицинской психологии подготовить единые подходы, единые стандарты оказания помощи, чтобы в каждой поликлинике сидел высококвалифицированный медицинский психолог, который знает, что нужно делать. Это и диагностика, и знакомство, это, если нужно, и семейное консультирование. И в среднем, чтобы решить хотя бы какую-то минимальную проблему, нужно минимум 5 консультаций», — рассказала Е.Р. Исаева.
«Но если же психолог видит признаки, скажем, посттравматического стрессового расстройства, то мы уже направляем за помощью в специализированные учреждения — в основном в психоневрологические диспансеры, которые также у нас определенные изменения претерпевают с 1 июля, но в целом у них прекрасно была психотерапевтическая служба развита», — отметила Л.В. Соловьева.
«В нашем городе медицинских психологов хватит на всех, поскольку у нас шесть вузов готовят медицинских психологов, их у нас регулярно выпускается где-то 150–200 человек в год», — рассказала Е.Р. Исаева.
«Когда вы обращаетесь к частнопрактикующему психологу, ведь никто же не знает, как он работает, какие у него дипломы и сертификаты, допущен ли он к этой деятельности… Никто не гарантирует вам качественно оказанные услуги, — отметила Елена Рудольфовна. — Если мы говорим про сегодняшний приказ и то, что кабинеты открываются, это значит, что здравоохранение наконец-то берет ответственность за медицинских психологов, которые будут у них работать в поликлиниках, и туда принимают психологов, либо закончивших пять лет именно по специальности “Клиническая психология”, либо с базовым психологическим образованием плюс переподготовка. Когда вы приходите в поликлинику в кабинет медико-психологического консультирования, то это гарантия вашей безопасности: там сидят аттестованные, аккредитованные специалисты, которые имеют все необходимые дипломы и удостоверения повышения квалификации и умеют работать».
«В будущем мы планируем создать реестр специалистов, чтобы каждый петербуржец, если он хочет обратиться к психологу, мог найти в реестре, допущен ли психолог к работе, сертифицирован ли он, аккредитован ли», — рассказала Е.Р. Исаева.