ЭКСПЕРТЫ/Незыгарь.
При проведении в России частичной мобилизации происходит «достаточно бестолковщины». Об этом заявил президент России Владимир Путин на совещании с губернаторами. По словам главы государства, проблемы в системе военкоматов копились давно, и мобилизация – это повод упорядочить работу этой системы.
Директор Центра изучения управленческих практик и мониторинга общественно-политических настроений «Северо-Запад» Екатерина Колесникова:
Скандалы сопровождали частичную мобилизацию с самого начала ее проведения, россияне ждут от власти показательных наказаний виновных. Вопрос: кого назначат виновными?
Как показала практика в ряде регионов непонятные финты ушами «уволили военкома – тут же дали ему другую должность» вызвали крайне негативную реакцию внутри страны. Много закономерных вопросов и в части самостоятельных покупок обмундирования и оснащения мобилизованными.
Что изменится после того, как военкомов одернул лично президент? Будем надеяться на то, что работа по выдаче повесток станет более качественная, и солдаты не будут покупать себе самостоятельно бронежилеты.
Силовиков, думается, массово в зону СВО не направят. В условиях режима повышенной террористической опасности в стране было бы очень рискованно оставлять тыл оголенным. Важнейшей задачей сейчас является предотвращение возможных терактов, особенно в приграничных районах. Ситуация с Крымским мостом это ярко проиллюстрировала.
Глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов:
Основная причина плохой организации частичной мобилизации связана с тем, что в российских военкоматах не используются современные информационные технологии. Так, в прошлом году после инспектирования военкоматов Сергей Шойгу выразил недоумение по поводу отсутствия в них компьютеров и подключения к базе данных Министерства обороны. Воинский учет ведется в бумажном виде, недостаточно даже базовой информации о многих важных критериях резервистов, таких как возраст, состояние здоровья, количество детей, не говоря уже о своевременной актуализации такой информации.
Отсюда и возникают перегибы на местах: в отсутствие точных данных повестки массово рассылаются даже тем людям, которые по закону не могут быть мобилизованы. Поэтому сегодня приходится зачастую использовать «двухповесточную» систему: после первой повестки в военкомате уточняют учетные данные резервиста, и, если они соответствуют законодательству, вручается мобилизационная повестка. Очевидно, что в случае подключения военкоматов к информационным базам лишний этап не понадобился бы.
Член Совета Федерации Айрат Гибатдинов:
Действительно, первоначально механизм осуществления мобилизации не был отточен. Сейчас все несовершенства корректируется буквально «на ходу». Кроме того, в некоторых регионах на местах были перегибы с призывом, которые противоречили даже нормам, закрепленным в законодательстве. Идея о необходимости призыва сотрудников силовых структур стала более реальна. Также предвидятся и изменения в технологии осуществлении призыва – так, в первую очередь повестки будут вручаться именно специалистам, имеющим необходимую военную специальность.