Режиссёр Шерстобитов: “Кажется, что и бога нет, и все возможно воровать, пинать гусей и не мыть руки…”

21 декабря 2022 г.
Режиссёр Шерстобитов: “Кажется, что и бога нет, и все возможно воровать, пинать гусей и не мыть руки…”

Российский кинорежиссер, продюсер Илья Шерстобитов о том этично ли зрителям покупать билеты на “пиратские” западные фильмы, о роли отечественных кинотеатров на рынке индустрии и почему кинокартины из дружественных стран так и не дошли до наших широких экранов. Специальное интервью для экспертного центра “Северо-Запад”. С Ильёй Шерстобитовым беседует Екатерина Колесникова. 


Е. Колесникова: Илья, 22 декабря в российских кинотеатрах выходит “пиратская” копия нового фильма Джеймса Кэмерона “Аватар: Путь воды”. Это первый подобный опыт в России - демонстрация нелицензированного фильма. Не так давно в нашей стране публично заявили о том, что если западные компании не будут нам поставлять свои новинки, то мы их будет просто “пиратить”, иначе кинотеатрам не выжить. Как ты к этому относишься? 

И. Шерстобитов: Отношусь к этому крайне негативно. Но если я еще могу понять когда человек идет на кражу воды или еды из-за того, что он находится действительно в безвыходном положении, то кражу чужих фильмов не приемлю ни при каких условиях. Развлечения - это не базовая потребность! Человек не умрёт, если не посмотрит условный “Аватар”.  С чего вообще кто-то решил, что им все должны? Если мы будем потакать подобной “воровской этике” и просто понравившиеся фильмы красть, а не продвигать свои, то уйдем камнем на дно. 

Е. Колесникова: Но ведь здесь был такой благородный посыл! Государство говорит о необходимости спасать отечественные кинотеатры. Приведу официальные цифры, согласно данным “Бюллетеня кинопрокатчиков”: “Только к середине 2022 года количество кинотеатров в России сократилось на 6,4%, а кинозалов – на 12,4%. Число кинотеатров в стране уменьшилось с 2161 по состоянию на 1 января до 2022 на 1 июля. Количество залов сократилось с 5704 до 4996 соответственно”. Массовое закрытие залов началось после того как в Россию перестали поступать голливудские новинки. Дальше больше. Кто спасет российские кинотеатры?

И. Шерстобитов: Российские кинорежиссеры и зрители почему должны сейчас переживать за российские кинотеатры? Потому что их владельцы привыкли хорошо жить, беря огромные деньги за хорошую роспись {“Роспись” - расписание показов в кинотеатрах, прим. ред.}? Или потому что владельцы кинотеатров могут по своей воле завалить прокат абсолютно любого фильма, если киностудия не простимулирует их интерес? Все сети кинотеатров всегда брали деньги за рекламу, размещение постеров и т.д. Это всё оплачивается из кармана киностудии, а не субсидируется добрыми дяденьками-государственниками, и не размещается по доброте душевной владельцев кинотеатров. Все годы жирного российского кинематографа кинотеатры только паразитировали на производстве фильмов как могли. Кинотеатры - это частный бизнес. С чего это мы сейчас вдруг этот бизнес должны спасать, если он за все 23 года ничего не сделал для российского кинопроизводства? Только то, что приучил нашего зрителя к голливудским фильмам? 80% проката до весны 2022 года составляли западные кинокартины. Кто приучил зрителя к нему? Кинотеатры. И это их феерический фейл. 

Е. Колесникова: У нас в России сейчас 100% кинотеатров это частный бизнес?

И. Шерстобитов: Нет, есть государственные кинотеатры, например, входящие в сеть “Москино”. Они финансируются государством, и не берут с производителей денег за удачное расписание, в отличие от коммерческих, и они выживут в любом случае. 

Е. Колесникова: Поясни, пожалуйста, как расписание влияет на успех проката картины?

И. Шерстобитов: Фильм могут поставить на семь утра субботы, или на девять утра понедельника, а могут на шесть вечера субботы. То есть составить расписание кинопоказов очень хорошего фильма можно очень неудачно, и тем самым просто провалить прокат - его никто не придет смотреть. Но при этом фактически картину покажут, например, на 700 экранах. При этом эти же коммерческие кинотеатры никогда не игрались с релизами западных кинокомпаний - их расписание всегда было составлено идеально. Фильмы ставили на самое удачное время, они долго были в прокате и широко рекламировались. 

Е. Колесникова: То есть российские коммерческие сети кинотеатров вообще не помогали российским киностудиям в продвижении их фильмов безвозмездно? А как же патриотизм, месседжи руководства страны, идея, желание поддержать отечественного производителя? 

И. Шерстобитов: Ничем и никогда они не помогали. И никто никогда из представителей сетей кинотеатров не искал молодых режиссёров для того, чтобы помочь им выйти на широкий экран. Сейчас, я полагаю, отечественные коммерческие киносети живут в такой парадигме, что “нам бы день продержаться и ночь простоять”. Но потом что? Они всю жизнь будут воровать западное кино? Рассмотрим очень желанный нами всеми вариант развития событий - мы опять помирились со всем миром. Но вы думаете, что западные кинокомпании после этого просто так вот возьмут и забудут факт кражи их фильмов?Уверяю, что нет. Поэтому будущего у российских кинотеатров, которые ступили на преступный путь пиратства, нет. 

Е. Колесникова: Мы поняли, что ты категорически против “экранок” и коррупции! Расскажи, пожалуйста, как вообще “пиратки” появляются и размножаются сейчас? У простого обывателя, особенно заставшего 80-90-ые годы, ассоциация с ними одна - видеокассета с переводом Володарского, которую добыли всеми правдами и неправдами на Горбушке или на Сенной. Как это технически выглядит? 

И. Шерстобитов: “Экранку” снимали всегда и везде в первый же день запуска любой кинокартины в широкий прокат. Хоть в кинозалах Мумбаи, хоть Жмеринки устанавливались камеры на последнем ряду, как правило, на самом последнем сеансе, и записывали. Дней через десять появляется уже качественная цифровая “пиратка”. Её качают непосредственно киномеханики, потому что именно они могут файл с картиной взламывать и скачивать. Ну и реализовывать. И это тоже воровство. Если человек не хочет за свое развлечение платить тем, кто создал любой абсолютно продукт, а считает, что имеет право просто украсть его, то он паразит. 

Е. Колесникова: Давай поговорим теперь про кинокартины из дружественных стран, которыми обещали этой весной заполонить наши кинотеатры. Например летом были сообщения о том, что нас ожидает большое количество премьер из стран Азии и ближнего зарубежья. В шорт-листе были китайские фантастические боевики и драмы, ужасы из Филиппин, комедии из Южной Кореи и другие. Где они все эти заранее нашумевшие картины? 

И. Шерстобитов: Их нет и не будет. Во-первых, российский рынок не особо интересен китайцам и индусам, из-за того, что у нас слишком мало кинотеатров. Им не интересны такие маленькие объёмы для проката. Во-вторых, среднестатистический россиянин просто не поймет что происходит по сюжету в китайском кино. Не поймёт кто хороший, а кто плохой и за кого надлежить болеть. Не поймет русский человек, в силу кардинальных отличий в менталитете с азиатами, и китайские национальные шутки. С индусами ещё сложнее! Хотя у нас были очень популярны фильмы Болливуда в советское и постсоветское время. Индийское кино очень сегментное, очень женское и совершенно невыносимое для зрителей мужчин. Это главные проблемы.

Страны же постсоветского пространства не производят кино вообще. Белорусское кино частично российское, частично украинское. Сама по себе Беларусь не производит толком ничего. Узбекского, таджикского, туркменского кино как производства нет. Потенциально лишь Казахстан может обеспечить Россию несколькими картинами в год. Потенциал есть у Латинской Америки, но там ведь нужно искать таланты, договариваться с ними. И параллельный прокат невозможно наладить за полгода, на это требуются десятилетия! Кто этим у нас занимался? Никто. 

Е. Колесникова: И напоследок, Илья. Каковы перспективы развития российского кино?

И. Шерстобитов:  Эта отвратительная фраза маркер-стигма "российское кино встает с колен" стала реальностью. И сейчас стало понятно то, что мы сами хотим так стоять. И поскольку унижение публично, то кажется что и бога нет, и все возможно, воровать, насиловать гусей и не мыть руки. Но боженька всё видит.




 

Редакция