В начале декабря 2022 года состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса на соискание главной профессиональной премии РАПК в сфере политических технологий. В номинации «Новые инструменты избирательной кампании» победителями стали технолог прошедшей в Курске избирательной кампании Сергей Пономарев и главный орговик кампании Евгений Иванов. Их проект «Экосистема взаимодействия процессами ИК» был удостоен приза премии РАПК «Выбор».
Политтехнолог Сергей Пономарев – об опыте проведения избирательной кампании в Курске, основных наработках и о том, что в скором будущем выборы превратятся в битву программных систем штабов на скорость управления, качество контроля и принятия решений.
«Текст будет сложным, но для практиков – максимально интересным. Итак, приступим уважаемые читатели».
ЧТО МЫ ХОТЕЛИ РЕШИТЬ ВНЕДРЕНИЕМ ЭКОСИСТЕМЫ?
Цель осуществленного нашей командой проекта была простой – систематизировать большой штат людей, заряженных на выполнение определенных задач в замкнутый цикл выполнения задач. Сделать это малым количеством технологов и большим количеством непрофессиональных одномандатных штабов, было крайне затруднительно. Обычно ведь заезжают на кампанию от 10 человек и выше специалистов политических профессий, на этой же кампании работало сокращенное число профессиональных технологов, плюс 17 одномандатных штабов, в каждом – 2 кандидата, начальник штаба, свой менеджер, SMM специалист. Всем этим надо было управлять, чтобы они начали работать, чтобы мы могли все это видеть не на бумагах, а в еженедельных отчетах, выгрузках.
КАК МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ?
Основой нашей экосистемы управления стала CRM-система Битрикс, но, учитывая, что эта система заточена под бизнес, мы на старте кампании вместе с программистами создали продукт, необходимый под конкретно наши задачи. Конечная цель – создание собственной базы данных лояльных избирателей.
«Нам удалось объединить процессы полевой работы, встреч и мероприятий кандидатов с избирателями, SMM и административного блока в единый механизм работы».
Административный блок центрального штаба предоставлял кандидатам проблемное поле, городские и региональные мероприятия для участия, плюс план реализации проектов в рамках городского бюджета. То есть, кандидаты были информированы о том, что было сделано в этом году на территории их округа, а также - когда и что будет сделано, куда должен поехать кандидат и провести ряд мероприятий.
Я оперативно взаимодействовал с кандидатами, мы ставили задачу в течение 5 минут, если в этом была необходимость, раз в неделю встречались, подводили итоги. Мы видели, сколько у кого мероприятий, публикаций, какой охват аудитории был сделан, и говорили, кто лучший, а кто «проседает». Благодаря этой системе оставалось время на анализ, на обмен позитивными практиками, чтобы улучшить ситуацию в отдельно взятых территориях.
Центральный штаб делал общее управление: работал колл-центр, единый медиа и SMM-блок. Кампания шла под общим брендом с идентичностью к городу. Мы уходили от политики, ведь кандидаты шли все-таки в местную власть, это выборы в гордуму, необходимо было решать насущные проблемы жителей.
Итог нашей работы – стопроцентный результат, все кандидаты победили, 80% мандатов в гордуме – у ЕР. Это больше, чем в 2017 году. В 2021 году за партию «Единая Россия» проголосовали 35% избирателей по городу Курску. Т.е. мы на 19% улучшили позиции партии на выборах. Понятно, что в этом году и СВО сработала на победу, все-таки приграничный регион. Согласно исследованиям, СВО дала 8-9%, еще около 10% в копилку победы принесла экосистема взаимодействия с избирателями и качественная работа штабов.
МЕХАНИЗМ РАБОТЫ ЭКОСИСТЕМЫ
Возвращаясь к созданию системы управления в рамках избирательной кампании, добавлю, что на этапе старта нами был создан специальный чат-бот. Благодаря этому удалось в 1,6 раза улучшить явку на предварительное голосование. Если в 2021 году на праймериз ЕР в Курске проголосовала 21 тысяча человек, то на праймериз в этом году - 29 тысяч. Естественно, все они вошли в наши базы данных, в наш пул избирателей. Все 29 тысяч были сегментированы по округам, будучи внесенными в чат-бот, у них был свой кандидат, и они видели, за кого предлагается им голосовать на предварительном голосовании. И далее они разделились на территории, по округам. Каждому из них в течение последующих 5 месяцев избирательной кампании через чат-бот доставлялась прямая информация по их территории, что было сделано, какие праздники планируются, шел сбор наказов и т.д.. Там же мы открыли онлайн-приемную, чтобы люди могли туда обращаться с темами и вопросами, которые их волнуют.
Как выглядел сам механизм работ в этом проекте, в системе? Например, создавалось мероприятие и вниманию участников предлагалась некая карточка. Мероприятия могли создавать все, кто угодно, но, естественно, из тех, у кого был доступ к системе. Они указывали необходимые параметры, региональный, местный уровень, кто ответственный, и кандидаты либо принимали в работу эту историю, либо не принимали. Если не принимали, то должны были объяснить, почему не пошли на мероприятие. Дальше они подтверждали участие, проводили мероприятие и SММщик делал пост в соцсети, который выходил после одобрения кураторами из центрального штаба. Так была создана замкнутая система одного из важных процессов избирательной кампании.
Одной из основных задач было увеличение количества подписчиков именно местных, на территории, не в целом по городу, а именно на каждой территории. Мы этого смогли достичь, более чем в 2 раза увеличив количество подписчиков к концу кампании. Происходило это следующим образом: SММ-специалист подготавливал текст, далее его уже одобряли наши SММ-специалисты, на предмет нарушения законодательства, например, или каких-то глупостей, ошибок. Вносились правки и только после этого выставлялся пост. Все это было сделано в автоматическом режиме.
На то, чтобы в Телеграм или вконтакте отправить информацию после согласования постов, требовалось 5-10 минут, и эта информация уже уходила по территориям.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ:
«Наказы избирателей мы начали собирать не только в бумажном, но и в электронном виде».
В бумажном – с конца июля, а в электронном начали собирать с мая, через странички соцсетей наших кандидатов. Одна – в чат-боте, другая – на страничках вконтакте. Дальше все это попадало в систему Битрикс, где кандидат и его команда могли увидеть, что к ним поступил такой-то наказ от такого-то человека. И они уже понимали, какие действия необходимо совершить, связывались с человеком, выезжали на место, связывались также при необходимости с администрацией, готовили ответ, проводили дворовую встречу.
БАЗА ИЗБИРАТЕЛЕЙ:
По итогу мы создали свою базу данных из 38 тысяч избирателей, при этом за ЕР проголосовало 44 тысячи избирателей. Еще во время кампании мы перенесли на карту эту базу данных и дали каждому штабу свою территорию. Система при этом была защищена и сегментирована, то есть каждому штабу мы предоставили только его часть необходимой информации, устранив все дубли по всем направлениям работы. Дальше в каждом конкретном штабе специалисты могли видеть, что, допустим, в таком-то доме живет 4 избирателя, 2 из них находятся в нашей базе, а 2 не находятся. И далее либо наш лидер общественного мнения отправлялся туда, либо действовали через тех людей, кто там уже находился, доводили информацию до избирателей, отрабатывали их вопросы.
Надо сказать, что мы отказались от ОДД (от двери к двери) в связи с экономией средств, но при этом выстроили небольшую сеть старших по домам, по улицам. И эта сетка ЛОМов позволила нам организовать территориальный привод лояльных избирателей, не задействованных в других схемах мобилизации.
Окружные штабы и кандидаты видели свои провалы по каждой территории в округе. Понятно, что это облегчало их работу. Кроме того, онлайн-схема округов давала верную подсказку, помогала избежать путаницы при работе – люди видели, что они находятся действительно в своем, а не в соседнем округе. Для них были созданы четкие ориентиры, перенесенные на карту.
Для части организационной работы такой подход был важен. Если мы видели возможный провал по явке, то привлекали дополнительно людей, которые начинали работать с жителями двух-трех «проблемных» домов. Такие «проседания» невозможно было бы увидеть, если пользоваться по старинке просто базой данных и что-то пытаться увидеть на карте.
ОБЪЕМ РАБОТЫ С СИСТЕМОЙ
Всего 150 сотрудников было задействовано при использовании СRМ-системы. Каждый понимал, что необходимо сделать, штабы могли также ставить задачи своим подчиненным, в рамках своих штабов, что этот кандидат или ЛОМ должен сделать пост, а этот – провести встречу, кто-то - расклейку и т.д. Таким образом выставлялись все пошаговые этапы, в том числе штабам дана была такая возможность взаимодействия внутри своего округа.
«По итогу за 7 месяцев работы 36 –тью кандидатами в социальных сетях было выставлено более 6 тысяч постов, отработано более 5 тысяч наказов. Ни один избиратель не был потерян!»
Благодаря внедренной системе мы замкнули эту всю историю, у нас проходили мероприятия по замкнутому циклу, на каждое мероприятие должен был быть выставлен пост, и все задуманное осуществилось.
В апреле, когда начали работу, за две недели выставлялось 330 публикаций в соцсетях, а в сентябре, когда последние две недели до выборов оставались, выставлялось 840 публикаций. Рост – почти в три раза по постам.
Могу сказать об опыте других коллег, представивших свои наработки во время презентаций на премии РАПК – они использовали только возможности Битрикса в том виде, в котором эта программа работает. Это стандартный набор, который включает в себя постановку и выполнение задач. У нас же все это было модернизировано, и программа позволяла охватить самый широкий спектр действий.
«У нас в рамках одного проекта было объединено поле, медиа, управление и SMM, а это уже абсолютно другой масштаб».
ПРОБЛЕМЫ В РЕАЛИЗАЦИИ
Конечно же, не все наши штабы сразу с оптимизмом приняли такое новшество.
«Некоторые, вообще впервые в жизни увидев Битрикс, так откровенно и сказали: «Горите в аду». А потом мнение поменялось, и они действительно отметили, что это очень удобно».
Единственное что нам не удалось реализовать, но в дальнейшем обязательно реализуем, это воронка доставки информации. У нас был чат-бот, и частично им потребности компенсировали. Я вижу, что надо сделать воронки событий и рассылки с мероприятиями. Но, к сожалению, пока увидел только автоматическую рассылку в виде текста без карточек, фото и видео, что уже на старте проекта уступает чат-боту и значительно дороже в доставке информации.
Воронки сделать сложно, но надо над этим поработать, чтобы приходил какой-то нормальный текст в СМС. Чат-бот, конечно, это бесплатно, самое сложное туда завести людей, и чтобы они остались там. Понятно, что в Битриксе, если есть номер телефона, то ты можешь отправить некое сообщение, «сходите проголосуйте» и т.д.. Но все-таки это усеченная история. Если же дальше работать с Битриксом, с программистами, то можно очень много интересного здесь сделать.
А ЧТО ДАЛЬШЕ?
Нет сомнений, что уже в недалеком будущем наши кампании превратятся в битву таких программных продуктов со стороны контроля качества работ. Работа в поле должна быть все равно, и она будет всегда.
Управление же в подобной системе - да, будет на голову выше. Простой пример, который показывает преимущества современной системы: у меня один местный штаб был, в котором все было на бумаге, потом забрали у них эту бумагу для переноса в систему и оказалось, что ничего там стоящего у них нет, списки избирателей - устаревшие, ничего не отработано, не было фактически базы данных. Т.е. действующие депутаты, таких было 2-3 по партийному списку, не учли необходимость этой актуализированной базы, и они проиграли. А те новенькие, которые включились в процесс работы, вот именно они по спискам и прошли, у них был самый высокий показатель по списку ЕР.