Субкультура: плохая компания или запрос на перемены?

28 февраля 2023 г.
Субкультура: плохая компания или запрос на перемены?

Опасность в таком явлении как субкультура власть видит всегда. Главные риски в понимании системы очевидны - субкультура может из безобидного кружка по интересам перерасти в криминальное сообщество, а также овладев массово умами целевой аудитории, значительно расшатать общепринятые устои. Последствия могут быть самыми разными. 

В любом случае противостояние, борьба и запрет субкультур - это сопротивление проявлению иной точки зрения отдельной взятой соцгруппой, которая может стать основой радикального движения опасного для общества при любом политическом режиме.

Субкультура - поиск себя или плохая компания?

Давайте на примере подростков разберемся в причинах их желания примкнуть к какой-либо субкультуре. Стремление индивидуума выделяться (привлекать внимание) и получать признание - один из этапов развития личности. Потребность в уважении - одна из составляющих четвертой ступени пирамиду Маслоу. В период становления личности, когда подросток, познавая мир, мечется между добром и злом, не различая всю палитру оттенков, он видит только черное и белое. Но в “белом” большинству молодых людей не интересно. Там скучно, там запреты, про “белое” постоянно говорят эти занудливые депутаты в пиджаках, “белое” пропагандируют родители, школа, политруки. Подростков заставляют “быть как все”. Но все запретное интересно больше чем разрешенное. К слову, а если подросткам запретить в школах изучать математику и посещать физкультуру, то на сколько процентов увеличится число накаченных технарей без вредных привычек среди выпускников? В “черное” нырять гораздо интереснее. Даже в первую очередь потому что, таким образом подросток повышает авторитет в своей социальной группе. Пока все слушают то, что им говорят родители, один смелый ломает систему. Ему завидуют, но поступать также не могут в силу своих каких-то причин. 

Зависть - равно признание того, что кто-то (в нашем случае бунтарь) лучше, смелее, круче и популярнее чем Я САМ. Зависть -  равно успех. 

Также не менее распространенная причина, по которой подросток становится участником какого-либо субкультурного сообщества - он становится заложником ситуации, когда в его жизни отсутствует полноценная традиционная социализация. Например, у него “трудная” семья, или подросток подвергся активному буллингу в школе со стороны сверстников. Поэтому он ищет сообщество себе подобных, где может спрятаться от агрессии внешнего социума.  

Период взросления человека - этап поиска своих ценностей, познание мира через призму личного опыта, развитие насмотренности, знакомство с запрещенным, поиск способа выражения протеста против общества, сравнение  - это процесс органичный и неизбежный. Затем, найдя себя, личность уже ориентируется на ценности пятой ступени пирамиды Маслоу. Личность закрывает свои духовные потребности. Но! Не будем забывать и то, что четвертая ступень “жажда признания и уважения” не является разово пройденным этапом и не уходит в прошлое навсегда после подросткового периода. Человек нуждается в признании и уважении на протяжении всей жизни. Но эти признание и уважение после прохождения этапа становления личности уже четко коррелируются с его главными ценностями. 

Новыми ценностями, которые являются плодом всего пережитого личностью опыта. 

Кто-то абсолютно довольствуется тем, что его авторитет признают дома. Например, женщина-мать, домохозяйка не рвется из дома строить карьеру, а спокойно занимается хозяйством. Или мужчина находит свое предназначение в выращивании овощей на своей ферме и разведении коз. В то время как другой доказывает свой авторитет исключительно в агрессивном социуме, потому что другое ему не подходит. Он закрывает свои потребности путем развития карьеры, саморазвитием, созданием вокруг себя каких-то материальных ценностей, которые подчеркивают его статус. А семейные ценности для такого человека являются вторичными. 

Мы находимся всю жизнь в соревновании с самим собой и главным образом - в соревновании с себе подобными. Просто взрослые уже не наряжаются в готов, а баллотируются, например, в депутаты. Это его такой способ доказывания другим, что он лучше, умнее, круче и популярнее. 

Поиск смысла жизни является тем самым смыслом

О том, что человек не может быть счастливым, если будет инертным и не будет искать свой смысл жизни, говорил великий учёный, основатель третьей венской школы психиатрии, автор учения о логопедии Виктор Франкл. “Дьявол занимает только пустые головы”. Примем это за постулат, но при этом и не будем забывать о том, какой путь проходит личность, в поисках этого смысла жизни и сколько экзистенциальных кризисов придется пережить человеку в этом поиске. Зачастую дорога к себе сопровождается большими разрушениями тех ценностей, которые определенное время не были главенствующими. Да и на путь саморазвития не встают по доброй воле. К осознанности всегда приводят кризисы в тех или иных формах его проявления.  

Субкультура - один из методов поиска себя.

Запросы на новые смыслы

Какие есть еще популярные кейсы сопротивления власти молодежным субкультурам?

Во времена Советского Союза некоторая часть молодежи хотела отличаться от большинства своих сограждан. И даже правильнее будет сказать: “Имела волю к поиску себя”. Самый яркий пример субкультуры, с которой боролась власть, пожалуй, стиляги. Хотя движение бардов в СССР возникло раньше, но гонениям их не подвергали, несмотря на то, что авторы тоже так или иначе проявляли свои творческие способности и не следовали генеральной линии того же Союза композиторов. 

Стиляги сами себя стилягами не называли, конечно. Так их называли комсомольцы, желающие унизить достоинство “глуповатых, тщеславных и думающих только о праздном образе жизни” молодых людей. Стиляги были популярны в СССР с конца 40-х годов до начала 60-х. Что их отличало от традиционной советской молодежи - образцовых комсомольцев? Во-первых, аполитичность. Что наглядно демонстрировало усталость от коммунистической, “режимной” повестки и желание уйти от милитаристких настроений, которые так или иначе в воздухе витали. Тогда как другая часть их ровесников - члены ВЛКСМ считали главным своим предназначением строительство коммунизма в стране, изучение трудов главных социалистических философов, создание новых смыслов для страны, самоотверженный труд, сопротивление Америке и полное погружение в политическую повестку СССР. Стиляги же нарочито не интересовались политикой (но политика интересовалась ими), выбирали в качестве эталона жизни не серые будни Союза, а яркую во всем ее разнообразии жизнь загнивающего Запада. И главным образом стиляги исповедовали философию гедонизма - наслаждения жизнью. И не будем забывать о том, что стилягами чаще всего становились молодые люди - жители больших городов и главным образом выходцы из очень благополучных советских семей (политработников, ученых, интеллигенции). Как так получилось, что советская семья воспитала контру?

Все это очень не нравилось властям страны, и со стилягами активно боролись, считая их вредительским и инородным явлением. Предсказать возможные масштабы развития субкультуры не представлялось возможным, но возможные риски для компетентных органов были очевидными. Пропаганда капиталистического образа жизни - прямая опасность для советского режима. 

Однако внешняя борьба с “идеологией проклятых капиталистов” совсем не мешала советским же чиновникам и очень ответственным партийным бонзам тоже “поклоняться Западу”, но за закрытыми дверями своих квартир. Из заграничных командировок привозили одежду, технику, украшения, косметику, литературу. Все это раздавалось и продавалось близким и коллегам. То есть “моральное разложение” общества шло фактически и через его верхушку. И главной задачей власти, которая вела борьбу с протестом против общепринятых советских правил и пропагандой западных ценностей, было не выйти в этом расследовании на самих себя. Чем это всё закончилось, нам известно. Может действительно виной всему и стали та самая польская красная помада, которой втихаря пользовалась первый секретарь райкома и видеомагнитофон “Грюндик”, попавший в дом к зампреду Политбюро партии, как знать. 

Субкультура как явление эпохи перемен 

Если мы будем рассматривать субкультуры не в частном порядке (каждую в отдельности с точки зрения психологии личности), а посмотрим на них в целом сверху и с точек зрения социальной психологии и социальных технологий, то увидим, что главные общие признаки этих движений такие:

-Субкультуры зарождаются на изломе эпохи;

-Последователи субкультуры транслируют запрос общества в целом на перемены через личное отношение к традиционным нормам для социума конкретной эпохи. 

Как мы отмечали выше, молодые люди всегда ищут себя, идя порой к своему настоящему Я своеобразными путями. Но человек, будучи животным социальным, идти куда-либо один не может. Так создаются семьи, появляются рабочие и творческие объединения, клубы по интересам, заводится дружба. Единомышленники в каком-либо вопросе нужны человеку всегда. Особенно важны единомышленники в кризисное время, когда индивидуум растерян и не очень хорошо понимает, куда ему идти, на какие ориентиры смотреть, да и что ему нужно хотеть в конце-концов. 

Если мы вернемся ненадолго опять же к истории появления субкультур в нашей стране (СССР и современной России), то первое на что нужно обратить внимание - это время, когда зарождались и набирали цвет субкультуры. 

- Хиппи, битники, панки. Не будем разбирать их по отдельности, просто отметим тот факт, что эти субкультуры появились в СССР в конце 60-х начале 70-х гг. Это хрущевская “оттепель” и относительно благополучные “брежневские” времена. В стране происходила колоссальными темпами культурная эволюция, и ценности Запада уже не казались советской власти такими уж загнивающими. Молодежь хотела свежего воздуха и свободы слова. В то время как их родители ещё помнили Сталина. 

- Металлисты и рокеры. Эти содружества примета времени уже более позднего СССР, когда страна уже стояла на пороге развала. Этим двум субкультурам противостояли люберы. Люберы - завсегдатаи “качалок”, проповедующие спортивный режим и готовящиеся идти на службу в ряды РА. К слову, люберы были только в Москве. Это молодежное движение возникло в городе Люберцы, по слухам управлялось советской милицией, которая и отдавала приказы спортсменам “мочить панков и металлистов”. Затем многие выходцы из люберов в 90-е годы объединялись в преступные группировки. То есть чудовище вырастили своими же руками.

- Гопники, неформалы, афганцы, пацифисты, деляги, фураги, качки, деловые, бизнесмены - все они появились на изломе плиты “развал СССР - становление современной России”. Они тоже искали себя, формировали новые смыслы и запросы, объединялись по интересам.  

Только в конце 80-х годов позднее советское общество публично признало молодежные субкультуры социальной проблемой. 

- Реперы, неофашисты, неоязычники, толкиенисты наводнили Россию в 90-е. Страну шатало и трясло. Общество готово было откреститься от своих привычных, так тщательно оберегаемых традиционных и культурных ценностей в обмен на “окорочка Буша”, джинсы-варёнки и туалетную бумагу. И снова расколотое кризисом и очередной коллективной психотравмой общество искало смыслы своего существования. У каждого была своя дверь в новый мир: кто-то находил ее "в очищении России от нерусских", кто-то делал новую музыку, а кто-то переодевался в эльфов, убегая от голодной и непонятной реальности в свою собственную. 

Субкультура - это и дверь в творчество, через которую можно выйти в идеальный мир, уйдя от непонятного и страшного. 

Анализируя субкультуры современной России, мы обязаны выделить отдельный и большой пласт сообществ, которые появились благодаря Всемирной паутине и всему что с ней связано. Это хакеры, геймеры, различного рода фетешисты, анимешники, ролевики, последователи философии вампиров из фэнтези-романов, фитоняши, сообщества жиголо и многие другие. Многие из них тоже идут вразрез с современными и традиционными ценностями российского общества и пропагандирует "не наши ценности и устои". Но всё, что связано с интернетом не убиваемо. И как бы сейчас не старалась власть что-то в очередной раз запретить, чтобы парализовать очередную “вредную субкультуру”, у нее ничего не выйдет. К тому же каждое наше новое поколение на порядок умнее предыдущего, что фактически очень не выгодно режиму. Потому что умные создают новые запросы, рождают не для всех удобные и приемлемые смыслы, а также имеют волю к слову и вольнодумию. Может не за горами и такая новая субкультура - вольнодумцы. 

 

Директор Центра "Северо-Запад", политтехнолог Екатерина Колесникова

 

 

Редакция