ЭКСПЕРТЫ/Незыгарь.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила маркировать телеграм-каналы, которые распространяют враждебную по отношению к России информацию. Об этом она заявила во время пленарного заседания.
Политолог Максим Жаров:
Власти потеряли контроль над телеграм-сообществом и с помощью примитивных вбросов о якобы грядущей маркировке всех «неправильных» авторов иноагентами пытаются сбить критический настрой по отношению к своим действиям.
Проблема «интеграции» ключевых узлов российского политического телеграма с врагом действительно существует, но она возникла из-за неправильных действий в Телеграме самой власти, а не из-за того, что критиков ее действий стало слишком много. Поэтому маркировка Роскомнадзором «неправильных» каналов приведет лишь к тому, что этих каналов станет ещё больше и противодействовать им с помощью политических технологий станет еще труднее. Об этом говорит и опыт маркировки иноагентами всех «неправильных» оппозиционных СМИ, действующих из-за рубежа.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:
Как минимум, это позволило председателю Совета Федерации повысить свою цитируемость в Телеграме. Телеграм остается частично подконтрольной управленческой системе площадкой, являющейся необходимой альтернативой миру служебных записок и внутренних документов с присущими этому миру способностями генерирования параллельной реальности.
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграм-канала «Мир как конфликт» Олег Иванов:
С одной стороны, теоретически это можно сделать по аналогии с маркировкой групп или постов в соцсетях. С другой, а кто будет оценивать и анализировать информацию на данных каналах и страницах? Должностные лица, независимые эксперты? Как вообще можно отделить критику объективную и здравую, нужную критику, без которой не может полноценно функционировать гражданское общество и невозможно осуществлять гражданский контроль за деятельностью власти, от так называемого «враждебного» контента, о котором говорит Матвиенко?
Основатель адвокатского агентства «Законовед» Григорий Сарбаев:
Комсомольский опыт никуда не денешь, конечно. Даже несмотря на его бесславную кончину, данная им путевка в жизнь заставляет пытаться пользоваться теми же лекалами. Хотя, надо признать, начинание знатное: можно создать отдельный орган, набрать штат, выделить финансирование, предусмотреть госзаказ на разработку программного обеспечения...
Советую, однако, вспомнить Штирлица: люди выдумали радио для того, чтобы его слушать, тем более что значительная часть авторов этих каналов, как и иноагентов, были порождены властью и совсем еще недавно плотно сидели на госбюджетном финансировании.
Директор Центра изучения управленческих практик и мониторинга общественно-политических настроений «Северо-Запад», автор канала @szfocenter Екатерина Колесникова:
Телеграм был и остается «серой» зоной. Поэтому на этой площадке бороться с фейками, направленными против нашей страны, действительно проблематично. Принудить Дурова к маркировке нежелательного для россиян контента наша власть не сможет. И фактически РКН может только лишь опубликовать на своих ресурсах списки «вредителей». Но и здесь, к сожалению, не обойдется без перекосов и перегибов. Ярчайшая иллюстрация момента - это справка с кандидатами в иноагенты, которую обсуждали всю прошлую неделю. Есть опасение, что в первую очередь «блокировать и маркировать» будут тех, до кого руки дотянутся, а не реальных вредителей.
Политический обозреватель «Царьграда» Андрей Перла:
Предложение Валентины Матвиенко было бы очень хорошим и своевременным, если бы оно было исполнимым. То, что противник использует для влияния на русское общественное мнение телеграм-каналы - очевидно. Но менее очевидно, каким образом и кто в режиме реального времени должен заниматься мониторингом телеграм-пространства и, главное, каким образом воздействовать на те каналы, о владельцах которых ничего неизвестно и которые находятся за рубежом. Так что предложение Матвиенко - из разряда благих пожеланий.