Какие регионы СЗФО выиграли и проиграли от западных санкций

10 июля 2024 г.
Какие регионы СЗФО выиграли и проиграли от западных санкций

Больше всего от изменения геополитической ситуации, начала СВО и введения санкций в России выиграли те регионы, где хорошо развит оборонный комплекс, а также логистика. Наиболее же пострадавшими стали территории, где традиционно развивался автопром и лесопромышленный комплекс. К такому выводу пришли участники региональной дискуссии, организованной в рамках Финансового конгресса банка России. Об этом пишут «Ведомости. Северо-Запад».

По словам генерального директора Агентства трансформации и развития экономики Владислава Онищенко, одной из самых пострадавших из-за санкций отраслей стала лесная промышленность, а вместе с ней регионы Северо-Запада.«Все, что связано с лесной промышленностью, пострадало. И видимо, это достаточно устойчивое долгосрочное явление, потому что прежде всего это был европейский рынок. Во-вторых, с учетом логистических издержек перенаправить на восток и другие направления все, что связано с лесопромышленным комплексом, достаточно дорого. Хотя при этом все равно такого рода тенденция имеет место быть», – отмечает эксперт.

Среди наиболее пострадавших в этом плане он отметил Карелию. Согласно данным Рослесхоза, наибольшие объемы лесозаготовки традиционно были также у Вологодской, Архангельской областей и Республики Коми.

По оценке профессора географического факультета МГУ Натальи Зубаревич, лесопереработка на Северо-Западе пока не может восстановиться до прежних показателей. Активно увеличивают выпуск продукции только производители плит для мебели. Согласно данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, производство мебели выросло за 2023 г. почти на 40% как в деньгах, так и в натуральном выражении. «Рост мебельного производства в России – это вместо ушедших IKEA и других. Это мы восстановили, но все остальное – мимо», – пояснила ученый.

Но самым «тяжелым случаем» она назвала автопром. «Калуга и Калининград – жертвы, которые ни разу не восстановились до 2023 г. С учетом того, что у нас в 2023 г. в шесть раз выросли продажи китайских автомобилей, я думаю, вы понимаете, как «быстро» будет восстанавливаться российское легковое автомобилестроение», – говорит Зубаревич.

Владислав Онищенко говорит, что регионы Северо-Запада  могут получить «второе дыхание». В первую очередь это касается транспорта и логистики. На фоне увеличения внутреннего спроса транспортная ветка и транспортная доступность Мурманского транспортного района будет востребована, уверен он.

«Прежде всего это железные дороги, потому что все-таки круглогодичный порт далеко на Севере, который может охватить все, что связано с европейской частью, при определенных условиях вполне выглядит привлекательным. Это можно увидеть как по объему стройки в инфраструктуре Мурманской области, так и по объему загрузки портов. Они опять растут», – комментирует он.

Значительная часть регионов все же стала так называемыми бенефициарами роста внутреннего спроса и импортозамещения, даже если оно было вынужденным, уверена заместитель начальника Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ Екатерина Богопольская. И регионы Северо-Запада здесь тоже не стали исключением. «Сейчас при возникновении государственного спроса по широкому кругу инвестиционных товаров они получили дополнительный импульс. Это проекты, реализующиеся в области самолетостроения, судостроения и др. И здесь стоит отметить Санкт-Петербург», – рассказала она. 

Среди других драйверов государственного спроса Богопольская назвала обеспечение технологического суверенитета: «Это очень широкая группа проектов, начиная от микроэлектроники в Москве и Ленинградской области до сельскохозяйственного и тяжелого транспортного машиностроения на юге нашей страны».

Деревообработка на Северо-Западе тоже разворачивается в сторону отечественных потребителей. «Здесь есть большая поддержка – мебельщики, загруженные заказами. Источниками этого роста является и большое развитие индивидуального жилищного строительства, которое мы отмечаем в последнее время. Поэтому у деревообработки и смежных производств в Северо-Западе, я думаю, есть некие надежды», – уверена она.