Губернатор республики Карелия Артур Парфенчиков подробно прокомментировал ситуацию вокруг «молочного скандала» с «Олонией»:
- Министр сельского хозяйства Лабинов, кстати, — это находка для республики. Я считаю, что такого высококвалифицированного специалиста поискать надо — он всю жизнь в сельском хозяйстве, причем работал на самых разных должностях и в общественных ассоциациях молочных производителей, и начальником департамента всего федерального Минсельхоза. То есть как эксперт он занимался всем российским молоком. И, конечно, надо слушать такого специалиста. Он нам прямо говорит: «Ребята, либо мы развиваемся, либо мы медленно погибаем». А развитие может быть только комплексным: это и племенная работа, и ветеринарная служба, и корма. Все было запущено.
И чтобы раскрутить это в правильном направлении, мы только сейчас начинаем заниматься мелиорацией, повышением плодородия почвы. Оно начало уже возрастать, но эффект будет, может быть, лет через 5–10. Это очень инерционная тема.
Про ситуацию с ОМК Лабинов вам расскажет «в красках», с фактами, перепиской с Поповым, Ширшиной, а теперь и агентом ОМК Слабуновой аж с 2017 года. И везде, поверьте, в любом аргументе, позиция Лабинова будет сильнее, чем позиция ОМК. Почему? Потому что это позиция государственника, человека, сохраняющего государственные совхозы, против позиции бизнесмена, которого интересует только личная прибыль. И больше ничего. Просто маркетинговая стратегия сети «Олония» сформирована так, что «вкусное карельское дешевое молоко» является якорным товаром сети, и без него система может рухнуть.
Я про «молочный» вопрос изложу просто и своими словами. Я детство провел на хуторе Кирккоёки в Питкярантском районе. Совсем маленький был, но утром вставал с бабушкой на дойку. Корову Майку я помню, как сейчас. Такая добрая морда, такой запах, такое тепло… Я запах хлева, навоза обожаю, так детство пахнет. Так вот, знаете, сколько корова ест? Я знаю. Знаете, сколько нужно труда и сил, чтобы давала она это теплое душистое парное молоко, из которого потом на заводах делают то, что называют «карельским вкусным молоком»? А я знаю.
ОМК еще в 2018 году мог купить совхоз в Ведлозере буквально «за рубль». Я искренне хочу, чтобы все карельские бренды, такие как «Олония», росли и развивались. Мне плевать, что прибыль тратится на политику. Это дело владельцев и собственников. Если хватает на жизнь в Финляндии и на содержание коллектива журналистов — нет проблем, только не врите. Но ОМК решил, что он будет вкладывать прибыль не в создание своего молочного стада, в свои предприятия… Деньги идут не на то, чтобы заниматься всеми теми проблемами, которые создавала моей бабушке корова Майка. А куда? В сеть магазинов, в дорогую рекламную кампанию. А молоко для своей переработки они намерены всегда получать от государственного предприятия «Ильинское». Мысль верная, но рискованная. «Государственные» айрширские породистые коровы дают жирное вкусное молоко, из которого можно сделать хороший продукт премиального уровня. Но все три предприятия Республики Карелия — «Славмо», ОМК и Медвежьегорский комбинат — в сумме закрывают только 40 процентов потребности республики в молоке.
Поэтому министр Лабинов понимает: нужно продолжать закупать племенной скот и восстанавливать другие совхозы, чтобы именно сохранить сам смысл сырьевой базы — сохранить молоко. А кто, как и по какой финансовой модели изготовит конечный продукт, решат рынок и покупатель. Когда взлетели цены на корма и ГСМ, когда на экономику обрушилась мировая инфляция, совхозы были вынуждены поднять цену на сырое молоко. Напоминаю, что хорошая корова много ест, а худеть в угоду частному предпринимателю, который решил своих коров не заводить, а государственных «выдоить», — значит пойти против интересов жителей республики.
В ситуации, когда нужно выбирать между фактическим дотированием ОМК с одной стороны, а с другой — сохранением и развитием государственных сельхозпредприятий, выбор республиканской власти очевиден. На одной чаше весов — маржа на содержание медиахолдинга, на открытие новых магазинов сети «Олония». На другой — деньги для наших сел, рабочие места. Все очевидно.
Политизации этого вопроса я как глава республики не допущу. Хочет ОМК продолжать развивать свою маркетинговую стратегию, я буду только рад за наших потребителей, молоко отличное — во-первых, благодаря нашим племсовхозам. Но если ради сохранения прибыли им придется своих «федеральных политологов» послать таскать навоз в хозяйство «Янишполе», которое они взяли и делают там «фермерское молоко», меня это тоже устроит — пусть займутся фитнесом на природе, подышат навозом (смеется). Потом, может, получше будут разбираться в теме. Ну и Эмилию Эдгардовну тоже с собой пусть берут, в косынке доярки и с ведром парного молока в руках она будет бесподобно смотреться на первой полосе газеты «Губерния».
Оригинал материала https://ptzgovorit.ru/news/artur-parfenchikov-otvet-pered-kareliey-derzhat-mne