«Последствиями внедрения системы обязательной маркировки товаров предприниматели называют значительно ухудшающееся финансовое положение производственных предприятий, а также вынужденное повышение отпускных цен на продукцию. Операторы системы декларировали конечную стоимость маркировки менее рубля на единицу товара, однако производители отмечают увеличение стоимости для конечного потребителя на десятки процентов. В условиях дефицита расходных материалов для проведения маркировки, этот рост будет еще больше. При этом маркировка не является единственным инструментом борьбы с нелегальным оборотом продукции.
Предпринимательское сообщество оценивает, что ощутимые результаты получили только компании, занятые в производстве оборудования и программного обеспечения процесса маркировки.
Проведение практически эксперимента и отладки системы маркировки товаров в ручном режиме в условиях экономических санкций представляется не только не целесообразной, но и вредной для бизнеса, дополнительная нагрузка на предпринимателей и потребителя является недопустимой».
Это текст пояснительной записки к законопроекту «О приостановлении действия пунктов 3.1-3.5 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Предлагается ввести мораторий до 31 декабря 2027 года на обязательную маркировку товаров.
По сути, процесс маркировки товара в нашей стране стал одним из препятствий для торговли и производства, как с экономической, так и с технической точки зрения. Бизнес-структуры вынуждены были нести дополнительные траты на приобретение дополнительного оборудования и обучение персонала. Но интересна эта ситуация еще тем, что в выигрыше от введения института обязательной маркировки товара выигрывал не бюджет страны или регионов, а частный оператор. И эти полномочия Правительству дали депутаты, поясняя необходимость введения обязательной маркировки благими намерениями для потребителей в том числе. В результате эта система с его не конца продуманным и проработанным, по всей видимости, программным обеспечением и процессом, давала, дает и будет давать сбои.
Большее всего законодательная инициатива ударила бы по бизнесу Алишера Усманова, который является бенефициаром процессов по маркировке товаров через холдинг «ЮЭСЭМ Маркировка». Эту компанию недавно возглавил Михаил Дубин, он также является директором «Центра разработки перспективных технологий» (оператор маркировки «Честный знак»).
При нынешнем снижении регуляторики отмена маркировки товаров нецелесообразно, однако послабления для бизнеса будут предусмотрены. Об этом сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая с отчетом правительства в Госдуме. "Про маркировку сразу скажу. При таком снижении регуляторики в стране - это единственное, что остается для того, чтобы мы учетную систему не разрушили. <…> Не отойдем от маркировки. Но сделаем послабления", - сказал он.
Опять же Минпромторг России подготовил проект постановления о продлении на полгода - с 31 августа 2022 на 28 февраля 2023 года - сроков экспериментов по маркировке БАДов, антисептиков, пива и слабоалкогольных напитков. Сейчас маркируются:
• пиво и слабоалкогольные напитки;
• биологически активные добавки;
• антисептики;
• медицинские изделия;
• никотинсодержащие жидкости и электронные средства доставки никотина.
Причина такого решения кроется не столько в заботе об отраслях, над которыми проводятся «опыты», а скорее всего дефицитом необходимых для функционирования системы оборудования и расходных материалах (привет, восьмилетнему квази-импортозамещению).
Планировалось, что в 2022 году стартуют эксперименты по маркировке рыбы и рыбной продукции (с 1 апреля 2022 года по 28 февраля 2023 года), отдельных видов алкогольной продукции, включая вино (с 1 июня 2022 года по 31 августа 2023 года), а также расфасованных кормов для животных и консервов из мяса, мясных субпродуктов, овощей и фруктов (с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года). Сроки вступления обязательных требований по питьевой воде и молочной продукции, запланированные на 2022 год, также будут перенесены на 12 месяцев. Подготовленный Минпромторгом проект, которым предусмотрены соответствующие изменения, согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти без замечаний.
Судя по риторике чиновников, обязательной маркировке быть, только сейчас, видимо, не «до жиру», очень уж ценники в магазинах не поддаются дрессировке, да и полупустые полки вызывают некое неприятие у народонаселения. Ну а нам, потребителям, надо помнить, что любое обременение, введенное законами на товар (НДС, акциз или обязательная маркировка товара), оплачивает предприниматель, но это обременение включено в цену товара.
Людмила Рындина, руководитель юридической службы Центра "Северо-Запад"