Сможет ли Павел Дуров защитить свое детище Telegram и в более широком смысле – конфиденциальность общения в интернете.
Если оценивать мировой рынок мессенджеров, то Telegram прочно занимает третье место в мире по количество пользователей, что делает его сильным конкурентом доминирующей, по крайней мере в США и ЕС, империи Цукерберга и пытающемуся вернуть былое величие X (бывший Твиттер), отмечает к.э.н., доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян. При этом с точки зрения контроля со стороны спецслужб Telegram очевидно, самый равноудаленный от них мессенджер.
«Разумеется, - говорит эксперт, - руководство Telegram во главе с Дуровым заявляло и продолжает декларировать, что никаких «бэкдоров» для спецслужб в мессенджере нет. Во что верится с большим трудом, ведь на некие контакты со спецслужбами по тем или иным поводам Telegram ранее шел. Поэтому, скорее всего, определённый доступ есть. При этом стоит сказать, что несмотря на флер мистицизма, таинственности и некоторой фронды правительствам всего мира, который любит на свою персону напускать Дуров, прежде всего, бизнесмен, и резонно предположить, что о претензиях французских, а точнее европейских властей он знал, собственно как гражданин Франции и ехал договариваться. Безусловно, он не рассчитывал, что договариваться придется в стенах тюрьмы, но уже имеет, то что имеет».
С точки зрения управления, отмечает Михаил Хачатурян, Telegram максимально децентрализованная структура, но генеральный директор имеет решающее слово в принятии решений. И без его решения никто ни к каким «бэкдорам» доступа не получит. Из этого, скорее всего, и будут исходить сейчас власти ЕС, торгуясь с Дуровым за получение более полного доступа к «бэкдорам» Telegram в ЕС. Ведь именно это их интересует больше всего.
Читатйе также по теме: В Госдуме рассказали о возможностях блокировки Telegram в России
«Поэтому на Дурова будут давить с целью того, чтобы по примеру TikTok в США он обособил сегмент Telegram в ЕС и отдал управление в руки местной компании, подконтрольной европейским чиновникам. Насколько долго Дуров будет отказываться от такой сделки, покажет время. При этом российские «бэкдоры» ЕС и США интересуют постольку поскольку, их в большей степени интересует перекрытие информационного потока из России, который сейчас открыто попадает в ЕС, собственно его перекрытия они и добиваются», - уверен эксперт.
Между тем, обращает внимание Екатерина Мовсесян, генеральный директор КРОС, Telegram, в отличие от других мессенджеров, четко ассоциируется с именем Павла Дурова. Whatsapp, WeChat, Viber не имеют такой прочной ассоциации с создателем, как эта соцсеть. Поэтому, уверена она, любое событие, связанное с Павлом Дуровым, сразу воспринимается не только как личное, но и «корпоративное». Для инвесторов Telegram тоже ассоциируется с Павлом, поэтому рынок так отреагировал на курс TON. Пока не будет ясности с тем, что в дальнейшем будет с Дуровым, любые инвестиционные проекты встанут на паузу.
Эксперт напоминает, что Павел Дуров — это ключевой идеолог развития платформы, а также в основном именно он привлекает инвестиции. Ежемесячные расходы у мессенджера крайне велики и без Дурова команде будет трудно привлекать новые инвестиции на содержание сервиса. Поэтому какое-то время все заинтересованные лица будут наблюдать за развитием ситуации. А оно будет зависеть как от внешних факторов, так и от антикризисного плана компании. Если он был составлен правильно, и компания будет ему следовать, то серьезных последствий для бизнеса удастся избежать.
«Но любой кризис рано или поздно проходит. Вопрос, с каким результатом, - отмечает Екатерина Мовсесян. - Да, это в какой-то степени «черный лебедь» для Telegram, но скорее всего, команда предвидела такой сценарий для своего основателя и генерального директора, поскольку предпосылки уже были. Кстати, команда Telegram впервые вышла с официальным заявлением в связи с арестом, и это хорошо, так как показывает, что Telegram — это не только Павел Дуров, что есть команда, которая готова продолжить работу, и функционирование платформы не прекратится".
Между тем, указывает адвокат, председатель совета Московской коллегии адвокатов «Андреев, Бодров, Гузенко и партнёры» Андрей Андреев, регулирование мессенджеров и сервисов обмена данными в ЕС осуществляется в соответствии с законодательством о защите персональных данных, такими как Общий регламент о защите данных (GDPR). Telegram, как компания, зарегистрированная за пределами ЕС, частично подчиняется этим нормам, но имеет определенную автономию в вопросах хранения и обработки данных пользователей.
Что касается возможности принуждения Дурова к передаче ключей шифрования, это технически возможно, считает юрист, но в реальности зависит от ряда факторов. Telegram использует распределённые системы шифрования, что затрудняет контроль над сервисом. Запросы властей могут быть проигнорированы, учитывая принцип анонимности и защиты данных. Тем не менее, жёсткие меры могут угрожать самой экосистеме Telegram и её пользователям, а также привести к международным спорам.
«В будущем, вероятно, будут предприниматься попытки ужесточить регулирование подобных сервисов, как в ЕС, так и в России. Однако, учитывая глобальный характер Telegram, его перенос в другую юрисдикцию всегда остается возможным вариантом, - указывает Андрей Андреев. - Ответственность Павла Дурова в данном случае может быть связана с неисполнением требований российских властей о предоставлении информации. Однако учитывая его местонахождение за пределами России, непосредственные юридические последствия для него представляются ограниченными».
Задержание Дурова, добавляет адвокат, является важным сигналом о необходимости переосмысления роли платформ для обмена сообщениями в обществе, а также об ответственности их владельцев перед законодательством. Этот случай может стать значительным прецедентом для будущего регулирования цифровых сервисов как в Европе, так и в других регионах.
Как считает вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительств Владимир Кузнецов, вопрос с правоохранительными органами может быть решен различными способами, в том числе сделкой со следствием, которая бы предполагала изменение условий использования Telegram, в частности, посредством запрета регистрации пользователей без реального номера телефона и пр. Как при этом будет решен вопрос с обвинениями в мошенничестве и педофилии – пока непонятно.