В минувшие выходные во Франции задержан основатель социальной сети ВКонтакте и сооснователь мессенджера Telegram Павел Дуров. По словам французских силовиков, разработчик и медиаменеджер находился в федеральном розыске. Дурова обвиняют в пособничестве террористам, педофилам и наркоторговцам, которые ведут свою преступную деятельность посредством общения в мессенджере. Российская сторона попыталась вмешаться в процесс задержания, заявив, что Дуров — гражданин РФ. Однако официальный Париж отказался делать на это скидку и допускать российского представителя до задержанного, мотивируя это тем, что «основное гражданство Дурова для Франции — французское».
Дурова предупреждали в России
После задержания Павел Дуров провел несколько дней во французском СИЗО. Полиция опрашивала его изначально по 12 пунктам. 28 августа Дурова доставили в Парижский суд, где ему предъявили по шести пунктам, в том числе в отказе от передачи информации компетентным органам. Однако после предъявления обвинения суд освободил Павла Дурова под судебный надзор с залогом в 5 млн € и обязательством появляться в полиции два раза в неделю. Также бизнесмену запрещено покидать территорию Франции.
Задержание Павла Дурова наделало в России много шумихи. В стороне от которой не остались и представители власти. Так, к примеру, заместитель секретаря Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев прокомментировал, что ранее лично предупреждал Дурова о возможном сценарии. Напомним, что Дуров переехал во Францию из-за того, что отказался сотрудничать с российскими силовиками — он не стал предоставлять им ключи шифрования мессенджера, заявив, что это его «принципиальная позиция». По словам же Медведева, он говорил Дурову, что благодаря такой принципиальности у него могут появиться проблемы в любой стране мира.
Читайте также по теме: Эксперты: чем арест Дурова обернётся для Telegram?
Нужен ли Telegram в ласти в России?
После новостей о задержании Павла Дурова французскими правоохранителями часть российских пользователей в сети выдвинула предположение, что мессенджеру осталось работать на территории России недолго. Из-за того, что Франция может получить доступ к ключам шифрования взамен на свободу Дурова, российские власти могут из соображений безопасности замедлить работу или вовсе запретить Telegram. Напомним, что такие попытки уже предпринимались в 2018 году. Тогда Роскомнадзор пытался блокировать работу популярного приложения, но безуспешно.
Есть ли единое мнение у представителей российской власти сейчас? Что говорят в Государственной думе и готовятся ли какие-то ответные меры в ответ на возможные проблемы с Telegram. Издание «Коммерсант» опросило несколько парламентариев и узнала их мнения.
Депутаты не хотят ограничивать Telegram, но призывают чиновников к осторожности. Мессенджер в настоящее время является очень популярным у представителей государственной власти. В каналах происходит информирование граждан о деятельности государства, и также посредством него уже налажена адекватная обратная связь с чиновниками. Взрывной рост популярности площадки произошел после февраля 2022 года. Тогда представители российской власти перенесли свои блоги с ресурсов, принадлежащей компании Meta, ныне заблокированной и признанной в России экстремисткой. Многие губернаторы и министры теперь являются блогерами-миллиониками, их каналы постоянно цитируют представители СМИ, а жители страны получают оперативную информацию напрямую из первых уст. Большую роль в информировании населения играют и каналы военных блогеров, освещающих ход событий в зоне СВО. Тем не менее важность этого ресурса для россиян требует от властей принятия определенных мер по его защите от внешнего воздействия, говорят опрошенные «Ъ» представители фракций. Близкий к администрации президента источник «Ъ» отмечает, что новых вводных по работе с Telegram пока нет.
Парламентское единоначалие
По словам председателя думского комитета по информационной политике Александра Хинштейна, в комитете пока не готовят никаких инициатив, связанных с мессенджером. Он напомнил, что принятые в 2022 году поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязали госорганы вести официальные страницы в соцсетях, список которых утверждает правительство (сейчас это «ВКонтакте» и «Одноклассники»). Telegram формально не является российским ресурсом, но иметь в нем аккаунты госорганам не возбраняется, пояснил депутат.
Александр Ющенко (КПРФ), заместитель председателя того же комитета отмечает, что любой мессенджер не является платформой для пересылки документов с грифом «для служебного пользования», которые используются в работе госорганов. Но такие вопросы, по его мнению, должны регулироваться не законодательством, а внутренним распорядком работы ведомств. Что касается официальных Telegram-каналов, то это открытая информация, которая ничем не отличается от того, что госорганы публикуют на своих сайтах, подчеркивает депутат: «Я не сильно связываю перспективы развития Telegram и арест его основателя Дурова. Он является лицом достаточно медийным и ведет свою отдельную политику, а Telegram как был, так и останется. Тем более он хорошо себя зарекомендовал на линии фронта».
Лидер «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов тоже полагает, что главное — соблюдать безопасность в вопросах документооборота и никогда не доверяет мессенджерам важную информацию. «В то же время надо учитывать, что популярные мессенджеры имеют огромное значение для миллионов людей во всем мире, в том числе в России. И госорганы должны ясно представлять все риски для нашего общества, если эта программа попадет под контроль недружественных нам стран, — сказал „Ъ“ господин Миронов.— Поэтому я считаю необходимым рассмотреть возможность взять Telegram под защиту, тем более что Россия фактически его родина. Возможно, стоит попросить достойных бизнесменов международного уровня выкупить мессенджер — это может быть один из способов спасения компании».
В ЛДПР считают Telegram самым популярным и безопасным на данный момент мессенджером. «Претензий к площадке нет, все ограничения были сняты Роскомнадзором, — напомнили „Ъ“ в пресс-службе партии.— Госорганам, чиновникам важно быть там, где есть граждане, которым нужна официальная информация, коммуникация». Оснований для блокировки Telegram пока нет, уверены партийцы. «Если станет понятно, что мессенджер захвачен спецслужбами западных стран, то будем подбирать другие аналоги», — добавили в пресс-службе.
Позиция партии «Новые люди» состоит в том, что сейчас нужно не уходить из Telegram, а добиваться освобождения его основателя по дипломатическим каналам, сообщили «Ъ» в пресс-службе партии. «Продолжаем работу по всему миру с другими партиями, для которых свобода и приватность — это не пустой звук», — отметили в пресс-службе.